Передел «теневого» Кабмина
Вступление в силу старой Конституции оставили вне закона оппозицию и, в частности, такое образование как оппозиционное правительство.
Вступление в силу старой Конституции и последовавшее изменение регламента ВР оставили вне закона оппозицию и, в частности, такое образование как оппозиционное правительство. В общем-то, отдельной строкой его существование было прописано совсем недавно, а предшественники нынешнего теневого Кабмина обходились без легализации в регламенте. Начиная с первого теневого правительства имени Юлии Тимошенко в 1998-м, вдохновителем которого считался Павел Лазаренко, заканчивая тем, которое совсем недавно создавали «регионалы», пребывавшие в оппозиции. С одной стороны, какой-никакой статус оппозиционного правительства давал некоторые преимущества – это и возможность устраивать официальные заседания в помещении Верховной Рады, и содержать аппарат за счет бюджета. С другой – такой формат ограничивал возможность вовлечения в работу непарламентских деятелей. Например, та же Юлия Тимошенко, не имея депутатского мандата, не могла такое правительство возглавить, поэтому было решено раскручивать «звезд» из числа депутатов, которые не переехали в свое время на Грушевского вместе с Юлией Владимировной. В итоге, посты в «теневом» Кабмине (в частности, все вице-премьерские) получили разнообразные партнеры БЮТ из НУНС, а «бютовская» группа ПРП отхватила сразу четыре поста (в частности, премьер-министра), чем вызвала ревность других «тимошенковцев».
С тех пор оппозиционное правительство регулярно проводило заседания, которые привлекали внимание прессы лишь в самом начале, когда в них принимала участие Юлия Тимошенко. Позже Юлия Владимировна охладела к своему детищу, а встречи ее министров стали напоминать дружеские посиделки с обязательным разоблачением коварных планов новой власти. Сама власть к голосу своих оппонентов предсказуемо оставалась глуха, а на Великобританию, где существуют цивилизованный, хотя и никак не специально регламентированный диалог между властью и оппозицией (в том, числе с теневым правительством), сами оппозиционеры ссылаются с ироничной улыбкой.
Параллельно с оппозиционным Кабмином имени Тимошенко свой «Уряд змин» создал Арсений Яценюк. Собирался этот «уряд», состоящий из мало кому известных соратников Арсения Петровича, считанные разы, а плоды его деятельности остались для широкой общественности загадкой. Но на старте своей работы «УЗ» получил в свой адрес иронично-ревностные комментарии от конкурентов-парламентариев.
«Это не оппозиционное правительство, потому что по закону о регламенте в парламентское оппозиционное правительство могут входить только народные депутаты, – поучал бютовский вице-спикер Николай Томенко. – Это, я так понимаю, молодежная тусовка, и я ее расцениваю как создание молодежной организации Партии регионов».
Впрочем, новые реалии фактически ставят правительство Яценюка в те же условия, что и Кабмин Тимошенко – Соболева. Что уже косвенно признал тот же Томенко:
«Теперь для работы в таком правительстве необязательно наличие депутатского статуса. На мой взгляд, оппозиционное правительство должно стать таким системным органом, своеобразным аналитическим центром, который бы продуцировал новые идеи, мониторил действия власти, предлагал альтернативные программы. Его можно назвать оппозиционным. Можно – общественно-оппозиционным. Как угодно… Важна суть».
Пока что в работе парламентского оппозиционного Кабмина ничего не изменилось. Уже при новом регламенте он собирался в том же месте и в том же составе, а проблема с секретариатом была решена тем, что помощники, которые в нем числились, возвращены в штатное расписание фракций. Тем не менее, изменения в теневом правительстве грядут – в частности, готовится ротация некоторых министров и вице-премьеров. Например, наверняка будет лишен своего статуса вице-премьер Владимир Стретович, который был замечен в странных играх с коалицией и перестал ходить на заседания. С другой стороны, безальтернативной пока выглядит кандидатура министра по делам молодежи и спорта Остапа Семерака. Может состояться внедрение в правительство Юрия Луценко, что несколько поубавит слухи о его размолвках с Тимошенко. Наконец, сама Тимошенко теоретически может возглавить этот Кабмин, чего она не могла сделать ранее. Правда, шансы, что это произойдет, минимальны.
«А зачем ей это? – недоумевает нынешний «теневой» премьер Сергей Соболев. – Тимошенко – альтернатива Президенту, а не премьеру. Но, бесспорно, теперь у нас есть больше возможностей усиливать наш Кабмин. Хотя и за то время, которое мы проработали, практически на все ключевые проекты решений правительства оперативно подавались наши альтернативы».
«Теневой» Министр Кабинета министров Роман Зварич, который в свое время узнал о своей новой должности от «Главкома», говорит, что хотел бы в дальнейшем сделать как раз больший акцент на разработке альтернативных законопроектов, а заодно объединил бы несколько министерств (образования, здравоохранения) в единый социальный блок.
«После местных выборов, которые будут иметь ужасные последствия для Украины, нам нужно будет расширять поле деятельности, – уверен министр топлива и энергетики Александр Гудыма. – Например, критиковать исключительно правительство не так перспективно, поскольку большое влияние имеют сейчас и СБУ, и Генпрокуратура, которым не создашь «теневой» аналог».
Министры признают, что, наверно, наибольшая сложность, с которой они столкнулись при работе в «теневом» правительстве, – доступ к информации.
«Да я с удовольствием передам свой пост Юрию Луценко – мне от этого ни холодно, ни жарко, – смеется министр внутренних дел «самооборонщик» Геннадий Москаль. – Я сейчас вынужден с трудом добывать информацию по своим каналам, а люди всего боятся, общество напугано так, как при СССР не было. Если бы разведка Минобороны так выгрызала информацию, как я, цены бы ей не было».
Конечно, в идеале, власть можно было бы обязать делиться необходимыми данными с оппозицией, но опять же «регионалы» всегда могут кивать на поведение самой Тимошенко, которая, будучи премьером, засекречивала данные о выполнении бюджета. «Быть умней» и добровольно отдать оппозиции механизмы контроля они не особо хотят.
«На самом деле это даже не наши и не народа проблемы – это их проблемы, – говорит «теневой» министр экономики Александр Бондарь – один из тех, кого Тимошенко позаимствовала в союзники из фракции НУНС. – Ведь и Президент, и его Администрация не владеют реальным положением дел в стране, потому что в противном случае правительства Азарова уже давно бы не было».
Пока у оппозиции на носу местные выборы, говорить о конкретных изменениях в составе «теневого» правительства рановато. Хотя многие его члены и признают, что оно раздуто, но это следствие того, что заполнялись «вакансии» по политическим мотивам. Из правительства могут выйти разочаровавшие соратники Тимошенко (тот же Стретович, может быть, министр юстиции Елена Шустик, которая может стать заложником непонятных отношений «Батькивщины» с УСДП), войти новые, с помощью которых Тимошенко попытается расширить свою «объединенную оппозицию». Что интересно, хотя тот же Яценюк и выступил с инициативой консолидации оппозиционных сил, его заместитель Андрей Пышный к возможности объединить теневые правительства настроен сдержанно и намекает, что основой для объединения должна стать именно «фронтовая» структура:
«Арсений Яценюк внес законопроект об оппозиционной деятельности, и изменение возможных форматов деятельности зависит от того, как пройдет его рассмотрение и какие решения будут приняты. Сегодня же Уряд Змин функционирует в формате непарламентского оппозиционного правительства. Будут ли в этом проекте гражданской оппозиции участвовать другие представители оппозиционных партий, покажут переговоры об объединении и результаты выборов».
Кстати, движение внутри теневого правительства может активизироваться в зависимости от даты других выборов – парламентских. Если они все-таки состояться в марте следующего года, то и места в этом правительстве займут, в основном, те, кто может рассчитывать на включение в проходную часть списка «Батькивщины» на выборах.
Но за всеми этими играми может потеряться истинная суть оппозиционного правительства – его готовность хоть завтра заменить существующее. Например, большинство членов предыдущего «теневого» Кабмина Януковича сейчас при деле или были при нем совсем недавно (Нестор Шуфрич, Виктор Слаута). Глядя же на собранных «с миру по нитке» нынешних «теневиков», в этом испытываешь большие сомнения.