Клоны «Батькивщины»: конец истории?

Один из любопытнейших долгоиграющих скандалов этих местных выборов – увод из-под крыла материнской партии...

Один из любопытнейших долгоиграющих скандалов этих местных выборов – увод из-под крыла материнской партии киевской и львовской областных ячеек «Батькивщины» – ближе к самой дате выборов подошел к вполне логичной развязке. Если вообще в данном случае можно оперировать такими понятиями как логика и юридическая чистота процесса.

Напомним, что Тимошенко пыталась убрать из руководства вышеупомянутых организаций «не оправдавших доверия» руководителей – Владимира Майбоженко и Ивана Деньковича. Но те всеми возможными способами оставались «оттягивали конец». В частности, на их стороне были суды и местные управления юстиции, которые неоднократно отказывали в регистрации новоизбранным руководителям – Константину Бондареву и Роману Илыку. Более того, именно «предателям» Майбоженко и Деньковичу было позволено составлять избирательные списки от имени «Батькивщины», что поставило центральный аппарат партии в вовсе странное положение. Фактически Тимошенко пришлось агитировать в Киевской и Львовской областях против собственного бренда, окончательно запутывая своих и так озадаченных фиаско на президентских выборах сторонников.

Ближе ко дню выборов лед тронулся. Так, 22 октября Главное управление юстиции Львовской области таки зарегистрировало Илыка председателем Львовской областной организации «Батькивщины», а 25 октября соответствующим органом в Киевской области был зарегистрирован и Бондарев. Более того, 27 октября Львовский областной теризбирком снял с регистрации «фальшивые» списки «Батькивщины» после того, как делегаты «канонической» облконференции, которую созвал Илык, отозвали всех кандидатов из этих списков.

В Киевской области, по словам главного «бютовского» юриста Сергея Власенко, «фальшивые» списки еще не отозваны, но руководство облорганизации пообещало добиваться, чтобы «самозванцы» были сняты с регистрации, а вместо этого был зарегистрирован список с «настоящими» партийцами. Правда, тот же Бондарев признает, что времени уже нет. И даже если вдруг списки его «Батькивщины», принимая во внимание особые обстоятельства, каким-то образом будут допущены к выборам, как успеть объяснить электорату, что теперь голосовать за их любимую партию уже можно? Поэтому основные усилия «Батькивщины», судя по всему, будут направлены на то, чтобы признать выборы в киевский и львовский советы нелегитимными. И перенести их на более поздний срок.

«Но, честно говоря, не думаю, что для этого будут достаточные основания», – говорит глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко.

Мало кто из экспертов, комментируя особенности местных выборов, не упоминал вышеописанное ноу-хау фактически рейдерского захвата партий. При этом часто подразумевалось, что власть отрабатывает на местном уровне технологии обезоруживания оппонентов в будущем – на парламентских выборах. Но также есть основания полагать, что происходившее в Киевской и Львовской областях (другие примеры на этом фоне – мелковаты) – не столько скоординированная операция из центра, сколько самодеятельность на местном уровне, на которую центр до поры, до времени лишь закрывал глаза.

В последнее время своих должностей лишились сразу несколько руководителей местных организаций «Батькивщины». Александр Буджерак – в Хмельницкой области, Иван Сидельник – в Сумской, Александр Фельдман – в Харьковской. И при большом желании (и при координации с Банковой) каждый из них мог бы устроить «Батькивщине» проблемы, аналогичные тем, что создали Денькович и Майбоженко. Просто у последних, судя по всему, были покровители как раз на местном уровне. В случае с Деньковичем в свою игру мог играть главный львовский «регионал» Петр Писарчук. Писарчук, имея за спиной не самый удобный для Галичины шлейф Партии регионов, тем не менее, очень хочет стать влиятельным в регионе политиком, и ослабление мощного конкурента – один из шагов в этом направлении. К тому же, львовская облорганизация «Батькивщины», существовавшая в максимально лояльной среде и никогда не принимавшая участия в настоящих «боевых действиях», оказалась идеальным объектом для «поглощения».

То же, что происходило с «Батькивщиной» в Киевской области, давно стало притчей во языцех. Например, первый заместитель руководителя исполкома «Батькивщины» Дмитрий Шлемко рассказывал (http://glavcom.ua/articles/913.html) в интервью «Главкому», как «с мест» неоднократно поступала информация о том, что «БЮТ там делает все наихудшее, что только можно делать», а киевская облорганизация после 2006 года формировалась «по принципу преданности отдельным лидерам, формировавшим избирательные списки в областные, городские и районные советы». Тимошенко прекрасно знала об этой ситуации, но, к удивлению многих партийцев, продолжала безоговорочно доверять Богдану Губскому. Не нужно, думаем, напоминать, чьим человеком считается «предатель» Владимир Майбоженко, которого, учитывая связи его покровителя, оказалось не так уж просто «сковырнуть».

Вся история с многострадальными ячейками «Батькивщины» сопровождалась шумом, который Тимошенко подняла по этому поводу в Европе, а в резолюции традиционно сочувствующей ей Европейской народной партии отказ местных представительств Минюста признавать решения местных организаций «Батькивщины» даже выписан отдельным пунктом. И хотя та же Анна Герман по горячим следам назвала эту резолюцию «необъективной» и «заказной», ссылки на то, что власть не вмешивается во внутренние дела партий, звучали все более неубедительно.

В готовящейся резолюции Европарламента вышеописанная ситуация также упоминается. Но так как ее оглашение перенесено на послевыборный период, то, приструнив «местных» смутьянов и дав, наконец, «зеленый свет» легальным ячейкам «Батькивщины», власть хотя бы формально показывает Европе, что факты, указанные в резолюции, уже неактуальны. По большому счету, ситуация с параллельными «батькивщинами» не могла продолжаться вечно, и именно сейчас выбрано оптимальное время для ее «разруливания». Настоящая «Батькивщина» уже все равно не успеет принять участие в выборах в данных областях, а власть сделает вид, что наше правосудие, наконец, разобралось, что к чему в этой непонятной оппозиции, которая со своими внутренними интригами сама во всем виновата. Европейцам же, для которых вся эта ситуация с самого начала выглядит дико, останется только пожать плечами. Что они, собственно, привыкли делать в попытках понять тонкости становления украинской демократии.