Арестованный экс-министр просит помощи у Януковича
Бывший и.о. Министра обороны Валерий Иващенко обратился к Президенту
Исполняющий обязанности Министра обороны в правительстве Юлии Тимошенко угодил за решетку 21 августа. Правоохранители обвинили его в том, что он в интересах третьих лиц продал Феодосийский судомеханический завод, который подчинялся Минобороны, и таким образом, нанес государству убытков на сумму 17 миллионов гривен. Завод продали из-за огромных долгов, и перешел он в собственность, по различным данным, народного депутата от БЮТ Андрея Сенченко.
Уже больше двух месяцев Иващенко сидит в Лукьяновском СИЗО, а 18 октября Печерский районный суд Киева продлил срок пребывания его под стражей еще на два месяца – до 21 декабря 2010 года. Хотя следствие Генпрокуратура уже закончила. Сам Иващенко продолжает отрицать свою вину, а его адвокат заявляет о «нулевой» перспективе обвинений против его клиента.
В распоряжение «Главкома» попало обращение Валерия Иващенко к судьям и Президенту Украины Виктору Януковичу, сделанное 28 октября во время рассмотрения апелляционным судом города Киева просьбы опального чиновника изменить ему меру пресечения и выпустить на свободу. Иващенко убеждал суд в своей невиновности и попросил справедливости у Виктора Януковича.
Приводим полный текст обращения:
Поддерживая и разделяя все, что изложил мой защитник, считаю необходимым дополнительно заявить следующее:
Я убежден, что, принимая решение на поданные мной и моим защитником апелляции (на Постановление Печерского районного суда г. Киева от 18.10.2010 относительно продления моего срока пребывания под стражей), Вы будете руководствоваться высшими принципами законности и справедливости, и будете действовать объективно как независимая, определенная Конституцией государства, судебная власть. И я имею полное право считать, что соблюдение моих интересов и защита моих прав как гражданина Украины для Вас является в такой же степени важным, как и соблюдение интересов стороны обвинения.
Надеюсь, что аргументы защиты и обвинения будут рассматриваться и оцениваться Вами без предвзятости и профессионально.
К сожалению, предыдущие решения о моем задержании, арест, а затем и продление срока пребывания под стражей основывались на безосновательных доводах, а именно:
• что, будто бы, я буду уклоняться от следствия, влияя на свидетелей и мешая тем самым установлению истины;
• имея заграничный паспорт, попытаюсь скрыться от следствия (то есть, это следует понимать, что попытаюсь выехать за пределы Украины);
• используя какие-то личные связи на высшем уровне, смогу избежать криминальной ответственности;
• против меня выдвинуто обвинение в совершении преступления, ответственность за которое предусматривает лишение свободы на срок более 3-х лет;
• продление срока пребывания под стражей до 4-х месяцев необходимо, потому что досудебное следствие за 2 месяца моего пребывания под стражей не завершено, поэтому необходимо держать меня за решеткой и далее.
Все это или не соответствует действительности, или является безосновательным, потому что:
1. Я не давал никаких поводов считать, что буду уклоняться от следствия, ни на этапе дознания, ни при вызове на допрос в Главное управление военных прокуратур как свидетеля 21.08.2010, в ходе которого я был задержан следователем, который возбудил уголовное дело. Как указанно в представлении следователя, практически все возможные свидетели (более 40 человек) уже допрошены (и не раз), все необходимые документы в Министерстве обороны изучены и приложены к материалам дела. Проведена очная ставка. Каким же образом я смогу повлиять на свидетелей и следствие?
2. Использование как «аргумента» наличие у меня заграничного паспорта вообще не выдерживает какой-либо критики, особенно учитывая тот факт, что я еще 24.08.2010 на судебном заседании Печерского районного суда заявил о готовности добровольно сдать следователю под расписку – на период следствия – свой заграничный паспорт. Но это не было воспринято следователем, более того 18.10.2010 этот, так сказать, аргумент снова был использован следствием в своем представлении о продлении срока пребывания под стражей. К тому же, как отметил мой защитник, еще 21.08.2010 заместителем Генерального прокурора Щеткиным было направлено письмо в Государственную пограничную службу относительно запрета моего выезда за пределы Украины на 6 месяцев.
3. Корректно ли говорить об использовании мной личных связей в условиях, когда более полугода не занимаю какой-либо руководящей или влиятельной должности и на сегодняшний день вынужденно временно не работаю. В таком случае справедливо было бы сказать и о таких же – не меньших, а даже больших – возможностях некоторых должностных лиц Генеральной прокуратуры.
4. Я категорически не признаю своей вины в совершении преступления, в котором меня обвиняют. Мне инкриминируют, приписывают то, чего я не совершал. В постановлении о возбуждении уголовного дела незаконным определен факт отчуждения имущества Государственного предприятия «Феодосийский судомеханический завод». И в этом постановлении, и в других документах указывается, что отчуждение произошло путем открытых торгов на аукционе 14.01.2010 на товарной бирже «Крымская аграрная биржа»; также указано, кто организовывал, проводил продажу указанного имущества, кто был участником торгов. Но относительно моих действий в документах следствия указано, что я согласовал проект плана санации данного предприятия 18.11.2009. Поэтому мое обвинение, что я принимал участие в незаконных действиях – отчуждении имущества, не соответствует действительности, не имеет правовой причинно-следственной связи между моими действиями и фактом, который квалифицируется как преступление. Следствием согласования Министерством обороны проекта плана санации предприятия могла стать – и стала – исключительно возможность его дальнейшего рассмотрения и утверждение его комитетом кредиторов 24.11.2009, а потом – рассмотрение проекта плана Хозяйственным судом Автономной республики Крым и утверждением его постановлением от 28.12.2009. Только после этого план стал действующим как документ и возможным для дальнейшей реализации. Хозяйственным судом план утвержден в том виде, в котором был согласован, то есть с замечанием, которое касается обязательного руководства требованиям Порядка отчуждения объектов государственной собственности. В январе же 2010 года лица, которые организовывали и проводили продажу имущества на аукционе, ничего этого не сделали, и именно действия этих лиц были незаконными, и они должны бы быть предметом расследования правоохранительных органов. Поэтому еще раз утверждаю, что обвинение меня является безосновательным.
5. И теперь, что касается того, что досудебное следствие не было завершено в течение 2-х месяцев. За этот период я всего лишь дважды (если не брать во внимание первый день моего задержания) привлекался к следственным действиям:
• 27.08.2010 – привлечение как обвиняемого и допрос как обвиняемого;
• 28.09.2010 – очная ставка и второй допрос как обвиняемого.
Остальное время – по воле следствия бесцельно и безосновательно пребываю и продолжаю сегодня пребывать, лишен свободы и цивилизованных, достойных человека условий жизни.
Уважаемый суд, обращаюсь к Вам как к органу власти, который олицетворяет в себе одновременно и закон, и справедливость. Более 2-х месяцев я, человек, гражданин Украины, лишен свободы – то есть, фактически наказан – без доказательства моей вины и без соответствующего законного приговора суда.
Кроме ареста, законодательством также предусмотрены другие меры пресечения и основания их избрания.
Но для следствия – создается впечатление – единственно возможным в работе видится только арест и ничего другого. Аргументы защиты, которые опираются на соответствующие статьи Криминально-процессуального кодекса Украины, фактически отвергались.
Я не могу понять, если предусмотрена такая мера пресечения как, например, подписка о невыезде, и она, убежден, иногда применяется, – неужели в данных случаях работа следствия невозможна?
Прошу при принятии решения учитывать то, о чем говорит мой адвокат – характеристику моей личности и состояние здоровья.
Скажите, для чего меня, работоспособного, образованного и опытного человека, который большую часть своей жизни был кормильцем своей семьи, превращать, наоборот, в отягощающего содержанца для своих родных; к тому же, удерживая в нецивилизованных, антисанитарных, вредных для здоровья условиях лишения свободы?
Пользуясь возможностью быть услышанным, я вынужден обратиться к Президенту Украины В.Ф. Януковичу как к гаранту Конституции, гаранту прав и свобод граждан Украины с просьбой вмешаться и разобраться в ситуации, когда против меня фабрикуется конъюнктурно-заказное дело – под лозунгом борьбы с коррупцией. Но это является фактической дискредитацией данной борьбы, поскольку я никогда, ни на военной, ни на государственной службе не совершал ни одного противозаконного действия. Наоборот, всегда все делал в пользу людей и государства.
Ваша честь, спасибо за предоставленное слово и прошу отменить постановление Печерского районного суда от 18.10.2010 относительно продления срока моего заключения под стражей; а в случае необходимости избрать другую меру пресечения, не связанную с лишением свободы.