И кто теперь лузер?! Особенности выборов по-харьковски

Выбры в Харькове закончились, но до сих пор еще окончательно не ясно, кто же стал мэром.

Выбры в Харькове закончились, но до сих пор еще окончательно не ясно, кто же стал мэром. Согласно подсчетам горизбиркома, у и. о. городского головы, регионала Геннадия Кернеса 30,09% голосов, у главы харьковского областной организации БЮТ Арсена Авакова – 29,46%. Однако официальными эти цифры глава горизбиркома Александр Дмитренко просит пока не считать.

Еще не так давно Геннадий Кернес, который фактически руководит городом, частенько использовал по адресу бывшего губернатора Арсена Авакова сочетание «политический лузер». Выборы показали, что Геннадий Адольфович слишком поторопился с такой оценкой ближайшего соперника по борьбе за должность мэра.

-- Почему Геннадий?

Фигура Геннадия Кернеса как кандидата на пост мэра Харькова от провластной партии вызвала в Харькове, мягко говоря, удивление у жителей, даже несмотря на то, что вариантов, собственно, не было – именно он выиграл мэрскую кампанию Михаила Добкина в 2006 году и был при нем верным секретарем горсовета. Но слишком уж одиозна личность и. о. городского головы. Я даже не говорю о его неладах с законом на рубеже 80-90-х, якобы игру в наперстки в те же годы, судимость, в конце концов. Хотя об этом в Харькове вспоминают до сих пор с разной степенью мифологизации этого отрезка жизненного пути Геннадия Адольфовича. Нынешний уровень Кернеса куда выше, даже будучи на высоком посту в городском самоуправлении, он продолжает оставаться участником всех самых громких городских скандалов последнего времени.

В 2007 году многим казалось, что дни политической карьеры Геннадия Кернеса сочтены. Тогда еще просто лидер Партии регионов Виктор Янукович устроил ему почти публичную выволочку – поговорил с ним один на один, но при большом стечении партийных товарищей и журналистов после того, как по адресу Кернеса прозвучали обвинения в том, что он как минимум не предотвратил массовую драку в городе. Городские власти тогда отобрали землю, выделенную под строительство очередного супермаркета, сеть которых принадлежала оппозиционному бизнесмену.

Летом этого года городские власти без какой-либо даже видимости публичного обсуждения вдруг начали строительство автомобильной дороги через Лесопарк – рекреационную зону города. Трасса якобы должна была разгрузить центр Харькова от транспорта и уменьшить пробки. Однако решение о строительстве горсовет принял в одночасье, что дало повод его противникам говорить не просто о нарушении экологической ситуации в городе, но и строительстве в зеленой зоне домов, что в свое время позволил горсовет. Позже Геннадий Кернес опроверг это, но местные депутаты так и не отменили решение о выделении земли под участки.

Горожане вышли – сами, без призывов с чьей-то стороны – на защиту парка. В ответ власти применили силу: некие личности весьма специфической внешности, в черных куртках с надписью «Муниципальная охрана» избивали защитников парка, пилили деревья с сидящими на них людьми. Милиция бездействовала либо задерживала тех, кто мешал вырубке. Тут-то, к слову, и прозвучали слова Кернеса о политическом лузерстве Авакова и «Батькивщины», которые, по его мнению, организовали акцию по срыву такого важного и нужного строительства. Далее власти вроде как пошли на уступки и организовали общественные слушания. Они закончились – вот удивительно-то! – в пользу властей. Кстати, Геннадий Кернес изобрел на тех слушаниях новую выборную технологию: он предложил телеоператорам снять голосование на камеры и затем посчитать поднятые руки.

-- Неравноценная кампания

Единственный реальный соперник Кернеса на нынешних выборах – экс-бизнесмен, экс-губернатор, экс-нашеукраинец, а теперь глава областной организации «Батькивщины» Арсен Аваков.

До событий 2004 года о нем в Харькове мало кто знал. Аваков руководил банком и еще рядом бизнес-структур, придумал и организовал фестиваль фантастики «Звездный мост». Во время президентских выборов-2004 он возглавил избирательный штаб Виктора Ющенко в Харьковской области и после его победы стал губернатором. Несколько раз бело-синий облсовет пытался инициировать отставку Авакова – не вышло. Уволил его бывший патрон незадолго до окончания президентских полномочий за слишком явные симпатии подопечного к Юлии Тимошенко. Вскоре после этого Арсен Аваков сменил на посту областного руководителя «Батькивщины» Александра Фельдмана, известного предпринимателя, владельца крупнейшего в Восточной Европе рынка «Барабашово».

Мэрская кампания бютовца Авакова была куда менее заметной, чем его соперника от Партии регионов. Если биг-борды экс-губернатора в центре города вообще нельзя было обнаружить, разве что на периферии, то и. о. мэра использовал админресурс по полной программе, считают многие харьковские политологи. Собственно, как это и водится на наших просторах, кандидат, занимающий высокий пост, не отделял действия руководителя города от рекламной кампании кандидата. По улицам Харькова ездили троллейбусы в бело-голубых тонах со слоганами о любви к Харькову и необходимости работы на благо любимого города за подписью Кернеса, на домах висели огромные растяжки с его же изображением и уверением, что он в ответе за Харьков и т. д. Накануне выборов, надо признать, все это было снято. На телевизионном канале, который частично принадлежит Геннадию Кернесу, и. о. мэра не сходил с экранов: он обходил дворы, чтобы справиться о проблемах местных жителей, открыть детскую площадку, установить лавочки и т. д. Кульминацией кампании стало объявление Кернесом номера собственного мобильного телефона, по которому мог позвонить любой харьковчанин и пожаловаться на проблемы. Ответную реакцию и. о. мэра обещал незамедлительную.

С другой стороны, нельзя сказать, что Аваков совсем уж оказался в тишине и забвении. Он, как и Кернес, владелец одного из местных каналов, активно использовал, в отличие от соперника, интернет.

-- Накал страстей

Сами выборы в Харькове прошли спокойно, это признали все участники гонки. Правда, исполнить свой гражданский долг пожелали менее половины избирателей Харькова, цифра проголосовавших в городе не превышает 40%. Незадолго до выборов действующий губернатор Михаил Добкин в интервью УНИАН сообщил, что, по его мнению, Аваков точно не будет даже вторым, поскольку его рейтинг не выйдет за 15%.

В день выборов экзит-поллы показывали победу Арсена Авакова с перевесом примерно в 4%. На исходе дня выборов, около полуночи, Михаил Добкин сообщил, что по данным службы, к услугам которой обратилось местное отделение Партии регионов, Кернес уже обходит соперника на 4%, а к утру будут и все 7%. Затем во вторник Добкин заявил, что имеет на руках все 597 протоколов с мокрыми печатями и, согласно его подсчетам, в гонке за кресло мэра Харькова победил Геннадий Кернес. Он набрал на 2432 голоса больше, чем Арсен Аваков. Городская избирательная комиссия на тот момент подсчитала лишь 50% протоколов.

В тот же день в горизбиркоме сгорел один из компьютеров. На голосовании по выборам мэра это никак не отразилось, потому что на него собирали данные о ходе голосования по партийным спискам в облсовет. Но штука характерная – большие дела все-таки состоят из мелочей.

А вот в среду Харьков явил-таки миру новинку, такую своебразную разновидность полит-шоу. В одном из местных вузов в присутствии прессы, кандидатов в мэры, многих известных в городе людей, в основном доверенных лиц Кернеса, прошла прямая трансляция так называемого публичного параллельного подсчета голосов. На это мероприятие журналистов приглашала пресс-служба обладминистрации, представителей Арсена Авакова на нем не было. В начале поздравили Геннадия Кернеса с победой, произнесли речи о том, что проигрывать, мол, надо уметь, а затем – собственно, начали подсчет. Завершился он менее чем за час, в то время как горизбирком продолжал свои подсчеты. Победителем с перевесом в 2726 голосов объявили Кернеса, оговорив при этом, что, безусловно, надо дождаться официальных результатов.

Вчера, наконец, огласили цифры. В начале третьего часа пополудни представитель одного из кандидатов на пост в мэры сообщил данные горизбиркома: Геннадий Кернес набрал 30,09% голосов, Арсен Аваков – 29,46%. Глава горизбиркома Александр Дмитренко на вопрос, являются ли эти результаты окончательными, четкого ответа не дает и с прессой не общается.

Не комментирует ситуацию и Кернес. Аваков сообщил на пресс-конференции, что, по данным параллельного подсчета, проводившегося его командой, он обошел конкурента на 4-5%. По его словам, выборы прошли со столь очевидными нарушениями, что скрыть их невозможно и стоило бы пересчитать вообще все, а по-хорошему провести перевыборы. В частности, Аваков показал 50 бюллетеней с печатями, которые члены участковой избирательной комиссии обнаружили, по его словам, уже после окончания выборов у себя в сейфе.

Что дальше? Суды, говорит Аваков. В четверг его команда подала в окружной административный суд Харькова иск с требованием не оглашать результаты выборов. Требования Авакова: провести полный пересчет голосов на 56 участках и на всех участках по графе «против всех». Идти на переговоры с конкурентом Арсен Аваков не намерен, хотя предложений таких, говорит он, хоть отбавляй: «За наши голоса мы будем бороться, мы их никому не подарим. Мы не ответим на призывы сесть и договориться, а не выносить сор из избы, потому что это вопрос очень принципиальный».

Будут ли акции протеста в Харькове? Аваков отвечает расплывчато, но, похоже, он к ним готов: «Будут ли в Харькове акции протеста, зависит не от меня, а от людей. Захотят они выразить свою точку зрения – выйдут на Майдан. Я думаю, если харьковчане сочтут нужным, они это сделают и ничего власть не сделает. Я пока сосредоточен на том, чтобы в формальной плоскости сделать все, что от меня зависит».

Тем временем в Харькове ходят слухи, что Михаила Добкина на днях вызывали в Киев. Какой там был разговор – неизвестно. Добкин сдавать своего протеже не собирается и настаивает, что победа Кернеса была честной, а если бы они проиграли с таким отрывом, то и в суды бы не подавали, просто признав поражение. Аваков же поступает как баба на базаре, – не стесняется в выражениях харьковский губернатор. Мол, вместо того, чтобы в суде предъявить доказательства якобы украденной победы, проигравший кандидат апеллирует к людям: «Если бы сегодня в подтверждение того, что у него (Авакова – Ред.) украли победу, что он победил с перевесом с перевесом в 4-5%, он бы вынес и показал протоколы с мокрыми печатями и подписями, как мы это сделали в среду, – говорит Добкин. – Если у них есть доказательства, основания и неопровержимые факты, что кто-то где-то смог подменить волеизъявление, – пожалуйста, есть суд. Это уголовно наказуемое деяние и мы готовы подождать определенное время, если будут предъявлены определенные доказательства».

Тем не менее, Михаил Добкин уверен, что судебных процессов в Харькове не будет. «Я вам ответственно заявляю, что никаких системных действий, направленных на подмену волеизъявления людей в Харькове, в Чугуеве, в Купянске, в любом районе Харьковской области не было. Я допускаю, что были нарушения, я допускаю, что были где-то умышленные нарушения, но они не были частью единой системы и они не координировались из здания областной государственной администрации», – сказал вчера руководитель Харьковской области в эфире одного из местных телеканалов.

Будут ли в Харькове суды, а точнее, насколько они растянутся, зависит, вполне возможно, от того, решат ли в высших сферах Партии регионов «слить» своего партийца. С одной стороны, отдавать город бютовцу нет никакого резона. С другой – любому руководителю Харькова не из Партии регионов придется работать с подавляющим большинством бело-синих (по подсчетам регионалов, в горсовете они получают 69 мандатов из 100) и примкнувших к ним представителей прочих партий. Однако, следует признать, что опыт последних пары лет показывает, что Добкин с Аваковым могут прекрасно договариваться и жить дружно.