Рада сделала запас на зиму. Послесловие к тотализатору

Сегодня парламент, пожалуй, впервые за эту каденцию проголосовал более чем тремястами голосов за действительно принципиальный вопрос.

Сегодня парламент, пожалуй, впервые за эту каденцию проголосовал более чем тремястами голосов за действительно принципиальный вопрос. Прямых последствий полученное число «305» пока не имеет, но показательно, что и большинство, и оппозицию объединил всепобеждающий инстинкт самосохранения. Правда, говорить о твердо оформившемся конституционном большинстве пока рано, все-таки продолжение собственных полномочий – вопрос слишком уж специфический.

Еще вчера депутаты, до ночи сидевшие в Раде, чтобы «добить» многострадальный Налоговый кодекс, говорили, что в пятницу будет обнародован позитивный вывод Конституционного Суда относительно законопроекта о внесении изменений в Конституцию о сроках всевозможных выборов. Соответственно, в парламенте, который получит возможность проголосовать законопроект в первом чтении, будет «очень жарко». Руководитель фракции ПР Александр Ефремов и вовсе перед телекамерами заявлял, что ему уже известен вердикт КС, и предполагал, что в пятницу соответствующий законопроект будет проголосован. Предварительно стахановскими темпами был изменен регламент – чтобы не напрягать занятых депутатов личным голосованием бюллетенями, эту норму убрали.

КС действительно подсуетился и обнародовал свое решение до начала пленарного заседания. Впрочем, заседание началось с традиционного часа вопросов одному из членов правительства, которого «вызвала на ковер» оппозиция. Логично, что после страстей по Налоговому кодексу им стал министр финансов Федор Ярошенко. Вчера оппозиция его так довела, что он запустил внушительной распечаткой Налогового кодекса в «бютовца» Александра Дубового и рассек ему бровь. Как пошутили сами нардепы, за одиозный кодекс «пролилась первая кровь».

Сегодня Ярошенко уже держал себя в руках и в течение часа рассказывал депутатам, что от нового налогового законодательства лучше станет всем видам бизнеса, как кодекс не увеличивает, а уменьшает финансовое давление, а предложенный вариант бюджета устроит всех. Во время выступления министра между президиумом и ложей Кабмина скучали специалисты по блокированию и разблокированию «регионалы» Дмитрий Шенцев и Алексей Журавко, но и те позже покинули свои стратегические позиции. Стало ясно – «жары» сегодня не будет. Не потому что потенциально скандальное голосование переносится, а потому что оппозиция не горит желанием сопротивляться.

Ярошенко тем временем, отбив подколки оппозиции, под конец получил ушат елея от «регионала» Сулковского. Сулковский рассказал историю о том, как при правительстве Тимошенко никак не находились деньги для строительства одной школы, а с приходом Кабмина Азарова необходимые финансы были выделены. «Вам все будут благодарны», – заключил нардеп, и министра отпустили дальше делать добрые дела. Под конец выступления Ярошенко в зал вошел Роман Зварич, который должен был докладывать о результатах деятельности ВСК по «Росукрэнерго». Зварич скинул рюкзак, с которым он пришел, в кресло и стад ждать своей очереди, но у депутатов были другие планы по повестке дня. Сначала – сроки выборов, ради чего спикер даже предложил перенести перерыв на час позже. Не первый раз уже на этой неделе, из-за чего у депутатов запросто могут развиться сбои в привычных физиологических рефлексах.

Пока Адам Мартынюк представлял и расхваливал свой законопроект, который унифицирует сроки полномочий выборных органов, «бютовский» юрист Сергей Власенко в кулуарах проводил ликбез, что даже если законопроект, продолжающий полномочия парламента до 2012-го года, будет сегодня принят в первом чтении, второе чтение состоится не раньше февраля следующего года. А, значит, ЦИК обязан начать предвыборную кампанию уже в этом году, исходя из того, что выборы состоятся в 2011-м.

«Думаю, сегодня будет 290–300 голосов, – рассуждал «руховец» Вячеслав Коваль. – Столько, конечно, не нужно, но это будет сигнал на февраль».

На вопрос, как именно, будет ЦИК выходить из описанной Власенко правовой коллизии, Коваль только махнул рукой:

«Сократят кампанию до 50 дней – и все. Главное, что ВР запустит конституционный процесс, и ЦИК будет вынужден реагировать. Магера вчера говорил, что пока нет решения КС, а сейчас оно уже есть».

«Офф-рекордс» многие депутаты из «оранжевого» лагеря признают, что выборы в 2011-м году – для многих из них (либо, что звучит более красиво, – «для демократического лагеря») – катастрофа. Никакого объединения распорошенной оппозиции до этого времени не произойдет, а на мажоритарных округах власть просто задавит оппозиционных кандидатов. Зачем же в таком случае менять расклады?

«Речь идет о приведении Конституции воле народа», – расписывал с трибуны историческое значение законопроекта Михаил Чечетов. – Народ наделил полномочиями Президента на пять лет и парламент на досрочных выборах – на пять. Мы выполняем святую волю народа – источника носителя власти по Конституции».

Аргументы оппозиции о том, что законопроект рассмотрен с нарушением сроков и что 22 ноября по Конституции должна начаться избирательная кампания, вызвали гневную отповедь двух давних друзей по президиуму. Сначала Мартынюк попросил «не зубоскалить» и уверил, что с регламентной точки зрения все в порядке, а выборы оппозиции нужны, «чтобы кое-кого трудоустроить». А затем и Литвин выдал пару перлов. Он попенял оппозиции, что та кривит душой, демонстративно не собираясь принимать участия в продлении собственных полномочий, «когда точно знаем, что эту очень нужную, прежде всего для тебя работу, сделают другие», и призвал всех несогласных просто сложить полномочия нардепов:

«Уже надоело слушать этот цинизм. Такое стремление демонстрировать праведность напоминает попытку представительницы борделя требовать любви от клиента».

Оставив в раздумьях, кого он имел в виду под представительницей борделя и кого – под клиентом, Литвин поставил труд Мартынюка на голосование – на табло загорелась впечатляющая цифра «305». БЮТ дал 10 голосов, НУНС – 41. Особенно загадочно повел себя Олег Ляшко: за несколько минут до голосования он угрожающе заявлял с трибуны, что законопроект направлен на узурпацию власти, нарушение прав граждан и лично он за него голосовать не будет. Сам Ляшко действительно не голосовал, но проголосовала карточка Ивана Куровского, чье место находится рядом. Теперь Куровский может стать внефракционным сотоварищем Ляшко – сразу после голосования «бютовец» Роман Забзалюк заявил, что фракция на ближайшем заседании исключит из своих рядов слишком самостоятельных депутатов. Тем более что вопрос по Васадзе, Буряку и Баграеву, давно голосующим синхронно с большинством, назрел давно, а теперь к этой компании, судя по всему, добавился еще один толстосум – агромагнат Евгений Сигал.

Собственно, еще до голосования главе «бютовской» фракции Ивану Кириленко показалось подозрительным, что, как для пятницы, в зале собралось слишком много народа: «Но даже если сегодня будет 300 голосов, это еще ничего не значит. До февраля еще много воды убежит – и многие передумают».

Роман Зварич, наконец, дождался своего выступления, но после голосования все резко вспомнили, что сегодня-таки пятница и начали массово покидать зал.

«Все правильно, – сиял «регионал» Дмитрий Святаш. – Президент сказал исполнить решение КС, и мы все его исполнили».

Возле раздевалки задумчиво стоял адвокат Тимошенко Виктор Швец: «Думал, что не будет столько голосов. Предполагал, что 280–290».

Для коммуниста Александра Голуба, впрочем, такая цифра не стала удивительной:

«Мне лично сразу после выступления Ирины Геращенко стало понятно, что будет 300 голосов. Она ведь четко сказала, что проводить выборы в 2011 году без законодательства о выборах бессмысленно, значит, НУНС склоняется к выборам в 2012-м».

Сама Геращенко, голосовавшая, как и большинство ее коллег по фракции, «за», не отказывалась от своих слов:

«Голосовала, потому что изменения в избирательный кодекс должны вноситься не за три дня до выборов. Это устроит на старте кампании такие же самые условия для фальсификации, дискредитации неугодных, что мы наблюдали на местных выборах. Я, как и многие мои коллеги, не признаю отмены политреформы и считаю, что ВР должна занимать последовательную позицию. Но, честно скажу: как я буду голосовать в феврале, еще не знаю».

«Регионалы» тем временем подбивали итоги тотализатора на результаты голосования. Точную цифру голосов «за» угадать не смог никто, но в шаге от нее остановились Владимир Зубанов (304) и Александр Черноморов (306).

«А вы на что-то конкретное спорили?» – поинтересовался «Главком» у Юрия Болдырева, замкнувшего десятку с результатом 311.

«Не знаю, сейчас решим, – ответил Болдырев. – Сегодня день ракетных войск и артиллерии, все равно пьянствовать будем».

В отличие от гадавших «регионалов», «бютовец» Александр Гудыма точно знал, сколько депутатов БЮТ и НУНС проголосуют за продление своих полномочий.

«10 лет я же непросто здесь сижу», – поднял палец Гудыма, и, может быть, задумался, как использовать свой дар пророчества более эффективно.

Голосовавший против «нунсовец» Тарас Стецькив тем временем предрек своим «беспринципным» коллегам невеселые перспективы:

«Думаю, люди, которые голосовали «за», не имеют никакого морального облика и политического будущего. Они показали, что их примитивный шкурный интерес стоит на первом месте. Они потеряли фракцию, партию, себя и просто хотят посидеть в парламенте пять лет. Самое смешное будет, когда в феврале они, – кивает в сторону «регионалов», – откажутся от выборов в 2012 году, и пустят этих за…цев на выборы в марте. Вот это я посмеюсь».

Неделя, начавшаяся с шумных протестов против Налогового кодекса и закидывания парламента туалетной бумагой, завершилась для депутатов на мажорной ноте.

Фото Станислава Груздева