Обещать – не значит жениться
Чтобы воплотить в жизнь обещания некоторых кандидатов в президенты, придется как минимум сменить страну проживания.
Предвыборные программы в Украине – своеобразная ритуальная «нагрузка» к образу кандидата или партии. Их редко кто из избирателей читает, ведь тексты эти стерильны до зевоты. Иногда их стерильность можно принять за тонкий стеб. Например, так и возникает перед глазами образ от души веселящихся авторов программы известного разве что в пределах столицы Александра Пабата, написавших: «У нас будет защищенная старость, у нас будет счастливое детство, у нас будет забота обо всех, кто ее требует». В таком же ключе общаются с избирателями большинство конкурентов Пабата.
Но все перлы меркнут перед первым же абзацем программы Юлии Тимошенко: «Я всегда верила и верю, что у Украины – уникальная, благословенная Богом миссия. Она состоит в создании для себя и мира принципиально новой, справедливой системы организации жизни. В этой системе каждый человек будет чувствовать защищенность, духовность и материальную гармонию». «Если в программах других кандидатов лишь присутствуют элементы утопии, то у Тимошенко в первых же абзацах главенствует идея «украинской Атлантиды» – образцовой социальной организации», – сыронизировал в беседе с корреспондентом «Главкома» президент Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев.
Все кандидаты обещают повысить пресловутые соцстандарты, обрубить щупальца коррупционному спруту, создать комфортные условия для малого и среднего бизнеса, ввести открытые списки. Но некоторых все же заносит. Попытаемся сделать выжимку из самых, на наш взгляд, малореальных обещаний претендентов на президентскую булаву. За исключением, конечно, обещаний большинства из них выиграть выборы, причем желательно еще и в первом туре.
Виктор Янукович поставил амбициозную цель за 10 лет довести количество украинцев до 50 млн. Учитывая, что сейчас нас 46 млн., прирост населения должен составлять, в среднем, 400 тыс. в год. А это, как уверила «Главком» социолог и демограф Ирина Прибиткова, смахивает на фантастику, учитывая, что население Украины – возрастное. Не помогут и выплаты при рождении ребенка, которые обещают в очередной раз увеличить до 25 тыс. грн. за первенца. К тому же, благосостояние народа определяется отнюдь не рождаемостью. Повышенная рождаемость характерна как раз для стран третьего мира, а не европейских. Регионалы объясняют, что таких результатов Янукович планирует добиться с помощью реформ, которые заставят вернуться на родину наших соотечественников, трудящихся за рубежом. Таковых, по оценкам, около 3 млн. Может, это и звучит реалистичнее, чем знаменитое «майданное» обещание Виктора Ющенко создать 5 млн. рабочих мест за пять лет, но все равно смахивает на утопию.
То же самое можно сказать и о внешнеполитических планах Януковича, видящего Украину в «большой двадцатке». Сейчас аутсайдеры G20 по объемам ВВП – Мексика и ЮАР – опережают Украину в разы, и пока эксперты не видят ресурсов, благодаря которым даже за два президентских срока можно было бы подтянуть нашу страну хотя бы до мексиканского уровня.
Памятуя удачный технологический ход БЮТ на парламентских выборах, Янукович внес в программу переход армии на контрактную основу уже с 2011 года. Есть пункт о контрактной армии и у Тимошенко, правда, конкретных сроков она уже не называет. И, судя по всему, правильно делает. Учитывая нынешнее жалкое финансовое состояние украинской армии, к заявлениям о сроках «профессионализации» армии стоит подходить очень осторожно. «Переход на контрактную армию в ближайшее время вряд ли возможен, – заявил «Главкому» директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик. – Равно как и повышение соцстандартов в космической прогрессии, чем пестрят программы кандидатов, модернизация промышленности, внедрение энергоэффективности – при нынешней внешней задолженности Украины для этого просто нет ресурсов».
Отсутствие ресурсов – не преграда для обещаний. Например, для таких ни к чему не обязывающих, как Владимира Литвина: «обеспечение этической мотивации к продуктивной и качественной работе, возрождение традиций коллективизма». Впрочем, хватает у спикера и вполне конкретных предложений, причем стопроцентно популярных у избирателей: например, запрет прерывать рекламой любые телепередачи. Но если помнить, как телевизионщики в свое время боролись за свободу рекламного времени, очевидно, что эта инициатива в ближайшее время обречена на провал. Да и надо же будет тому же Литвину когда-то переводить дух на всевозможных полит-шоу.
Программы Сергея Ратушняка и Олега Тягнибока вообще прогнозируемо наполнены экзотическими и вряд ли реализуемыми в ближайшее время обещаниями. Объединяет их возвращение Украине ядерного статуса. Хотя, по мнению некоторых экспертов (например, бывшего посла Украины в США Юрия Щербака) технологически Украина готова к этому, негативная реакция международного сообщества на такие попытки вполне прогнозируема. И кроме того, в данный момент у Киева элементарно не хватит средств на восстановление ядерного потенциала. «Так как Украина в течение последних 10 лет демонстрировала неспособность поставить на вооружение оперативно-тактическую ракету и создать неядерный щит сдерживания, говорить о ядерном статусе бессмысленно, и даже неприлично», – считает директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) Валентин Бадрак. «Я не вижу возможностей у украинских лидеров довести это дело до конца. А вот навредить своей стране полумерой – в случае заявления и невыполнения обещания – можно очень сильно», – говорит он.
«Изюминки» Тягнибока – люстрация власти, всеукраинский референдум об изменении статуса Крыма на областной, создание Балто-Черноморской геополитической оси, воплощение периодически всплывающей в парламенте без особого успеха идеи о введении графы «национальность» в паспорте и воплощение давней мечты украинских националистов – подписание двусторонних соглашений с США и Великобританией о военной помощи в случае военной агрессии против Украины. Раз уж в НАТО нас не берут, то хоть так. Однако неосуществимость этого плана диктуется и относительным потеплением отношений между Москвой и Вашингтоном, и нежеланием «больших» стран таскать каштаны из огня ради «маленьких», чему пример – дистанцирование верхушки НАТО от стран Балтии.
У Арсения Яценюка в плане внешней политики также особый путь – его неожиданно для всех понесло на Восток, а Киев он видит центром Восточноевропейского пространства, что вызывает недоумение у экспертов-международников. Ведь у Украины, во всяком случае, сегодня, нет для этого потенциала. «Формирование системы добрососедства со всеми-всеми, отраженное в программах большинства кандидатов – утопия», – уверен Виталий Кулик.
Виктор Ющенко постоянен в своих романтических внешнеполитических предпочтениях – членство Украины в ЕС. Эта мечта Виктора Андреевича, занесенная в его программу, опять же не имеет четких временных рамок.
Анатолий Гриценко требует ввести пожизненное заключение за взятки. «Преодолеть коррупцию в этой стране невозможно, поскольку она является моделью обеспечения системы», – смеется Кость Бондаренко. Тем не менее, бороться с коррупцией обязуются все кандидаты без исключения. Благо они давно привыкли к тому, что за свои слова – и не только о борьбе с коррупцией – скорее всего отвечать не придется.