Хорошковский строит партию?

Уход Виктора Федоровича из партийного поля притяжения, по идее, должен был увеличить влияние на него со стороны физически ближайшего соратника, имеющего к Партии регионов довольно формальное отношение, – главы Администрации Президента.

То, что одна из мощнейших групп, сформировавшихся внутри власти, называемая условно «группой Левочкина-Хорошковского», мягко говоря, следует собственной линии политического поведения, известно уже довольно давно. Отрыв этой группы от материнского лона Партии регионов и начало ее самостоятельного плавания все чаще называют всего лишь вопросом времени. Напомним читателям основные причины, побуждающие лидеров этой группы серьезно размышлять о провозглашении собственной политической независимости.

Во-первых, несмотря на все старания, «росукрэнерговцам» не удалось заполучить контроль над Партией регионов. В ее руководстве окопались люди, не питающие особых сантиментов к главе президентской администрации и, к тому же, ничем не обязанные Дмитрию Фирташу. После того, как на последнем партсъезде было зафиксировано отсутствие представителей этой группы в верхушке ПР, она поменяла стратегию своей деятельности. Близкие к этой группе источники «Главкома» начали то и дело вспоминать о концепции «департизации Президента»: имиджевого перерождения Януковича из почетного лидера Партии регионов в отца нации, для которого все партии, в общем-то, равны. Уход Виктора Федоровича из партийного поля притяжения, по идее, должен был увеличить влияние на него со стороны физически ближайшего соратника, имеющего к Партии регионов довольно формальное отношение, – главы Администрации Президента. Чего и требовалось достичь.

Вторая причина, побуждающая «группу РУЭ» потихоньку подыскивать для себя запасной политический аэродром, состоит в элементарном прогнозе динамики электоральных показателей Партии регионов на ближайшие месяцы. Проседание ее рейтинга было заметно еще до начала эпопеи с принятием, ветированием и еще одним принятием Налогового кодекса. «Майдан-2» тоже вряд ли добавил очков в копилку регионалов, на которых (что и не удивительно) легла немалая доля ответственности за разработку и принятие несовершенного кодекса. А ведь впереди еще принятие Жилищного, Трудового, Таможенного кодексов, реформирование пенсионного законодательства, принятие бюджета-2011, не говоря уже о зимних холодах… Одним словом, предпосылок для дальнейшего падения рейтингов у регионалов хоть отбавляй, поэтому пути для отступления с этого корабля для тех, кто к нему не особо привязан, было бы не лишним наметить уже сегодня.

Наконец, в-третьих, источники «Главкома» утверждают, что на Банковой наконец пришли к решимости затеять первую большую кадровую ротацию в высших эшелонах государственной власти. Полная схема перестановок, по нашим данным, еще не приобрела окончательный вид, однако освобождение в ее рамках поста главы СБУ Валерием Хорошковским, как утверждается, – вопрос практически решенным. Преемник Валерия Ивановича, нынешний глава Службы внешней разведки Григорий Ильяшов уже, по некоторым данным, «сидит на чемоданах», успев поблагодарить за совместную работу нынешних сотрудников.

Куда, в свою очередь, направит свои стопы Хорошковский – на должность секретаря СНБО вместо Раисы Богатыревой или в уже знакомое кресло главы Государственной таможенной службы, – не суть важно. Главное – что новый пост развяжет ему руки, предоставив реальную возможность начать активную политическую карьеру (ведь политические заявления из уст главы СБУ, как известно, уже неоднократно вызывали недоумение у европейцев). Стартовать с площадки Партии регионов для личности масштаба Хорошковского как-то совсем не с руки, поэтому создание под эти цели принципиально нового политического проекта становится вполне логичным и оправданным действием.

Когда и как именно произойдет разрыв «группы РУЭ» с «канонической» Партией регионов, и какую форму обретет еще не созданный под нее политический проект, пока не известно. Однако источники «Главкома» поведали об одном из возможных, обсуждающихся ныне сценариев политических действий этой группы.

Согласно этому сценарию, платформой для создания новой политической силы должна стать рабочая группа по национальным проектам Комитета экономических реформ, которую, как известно, в начале августа сего года возглавил народный депутат от фракции НУНС, лидер партии «Пора» Владислав Каськив.

Наши источники утверждают, что на базе этой рабочей группы будет сформирован коллектив молодых и активных профессионалов, который легко сможет быть трансформирован во вполне качественный избирательный список. «Главкому» назвали даже двоих фигурантов этого потенциального списка из числа действующих депутатов, уже якобы давших согласие на участие в проекте: речь идет о бютовце Андрее Шевченко и представителе Президента в парламенте, регионале Юрии Мирошниченко.

Как бы то ни было, «фишкой» еще не созданной силы, разумеется, должны стать разработка и реализация качественных и актуальных для страны нацпроектов. Кстати, их названия – «Доступное жилье», «Открытый мир», «Олимпийская надежда-2022» – уже сегодня могут быть прочитаны как названия разделов предвыборной программы респектабельной, модерной политической силы, претендующей на внушительный результат на выборах. С финансированием ее деятельности проблем возникнуть тоже не должно: во-первых, в октябре этого года Верховная Рада выделила на Укрнацпроект 25 миллионов бюджетных гривень, во-вторых, если возникнет такая потребность, подсобить должен Дмитрий Фирташ, якобы давно подумывающий о том, чтобы заполучить монопольное влияние на сильный политический проект.

Таким образом, утверждают наши источники, на начальном этапе реализации этого проекта роли между его участниками распределены так: Владислав Каськив занимается концептуальным наполнением проекта, Сергей Левочкин обеспечивает его «политическую крышу», лоббируя беспрепятственное прохождение нужных решений через коридоры госвласти, а Валерий Хорошковский ждет подходящего момента для того, чтобы возглавить партию национальных проектов, когда к нему с такой просьбой обратятся.

Когда может «всплыть» политическая подоплека нацпроектов? Пока неизвестно. Говорят, что Президент питает такую страсть к нацпроектам и везде дает им зеленый свет потому, что Виктору Федоровичу внушили: мол, это именно те идеи, с которыми нужно идти на второй президентский срок. Другой вариант- весной, когда за накопившиеся грехи, по слухам, Кабмин Николая Азарова таки «сольют», в состав нового правительства могут быть делегированы несколько человек, которые уже успеют засветиться в качестве локомотивов нацпроектов. Второй: это случится ближе к дате парламентских выборов. Опять же, лейтмотив «мы хотели сделать всех счастливыми, но нам не дали этого сделать, поэтому голосуйте за нас» в украинской политике срабатывал уже не раз…

Близкие к руководству Партией регионов народные депутаты вполне допускают существование такого сценария, не на диктофон констатируя наличие серьезных противоречий между группами влияния внутри партии. Однако в перспективность этого замысла не верят. «Рано или поздно у кого-то нервы могут сдать, – говорит «Главкому» один из осведомленных «бело-синих». – Но, с другой стороны, все должны понимать, что плохой мир – лучше хорошей войны, а именно так воспримется инициированный кем-либо раскол во властном легере. Последствия войны непредсказуемы, и проиграть в ее результате могут все».

«Партия власти может быть только одна! А все попытки занять какую-то промежуточную позицию: мол, мы и во власти и не совсем во власти – закончатся, как у Тигипко», – заявляет «Главкому» другой влиятельный регионал и направляет большой палец правой руки вниз.

Отрицают причастность к созданию нового политического проекта и названные источниками «Главкома» депутаты. «У меня нет общих политических проектов ни с Владиславом Каськивым, ни с Валерием Хорошковским. Я лояльный член фракции «Батькивщина» и не намерен менять партийную прописку. И вообще это выглядит довольно странно – партии не так создаются», – сказал «Главкому» Андрей Шевченко.

«Когда я принял решение (возглавить рабочую группу – Ред.) после разговора с Президентом, я решил забыть о политической карьере, пока не будет достигнут успех в реализации национальных проектов. И вообще, нацпроекты имеют к политике примерно такое же отношение, как колбаса к воздуху. Это все инсинуации, алогичные по своей сути», – заявил «Главкому» Владислав Каськив, добавив, кстати, что 25 миллионов гривень, выделенных парламентом, в распоряжение Укрнацпроекта так и не попали: Кабмин до сих пор не утвердил порядок использования этих средств.

Тем не менее, перефразируя Уинстона Черчилля, даже если нацпроекты не интересуются политикой, то политика когда-нибудь неизбежно заинтересуется нацпроектами. Разработка и реализация хотя бы нескольких из десятка анонсированных рабочей группой проектов действительно может стать лучиком света в царстве популизма и некомпетентности, в которое уже давно превратилось украинское госуправление. И даже если воспринимать за чистую монету слова Каськива о том, что политика его сегодня совершенно не интересует, очень сомнительно, что успех нацпроектов не захотят использовать в политических целях – если не он сам, то другие товарищи, без его участия.