Макаренко проведет Рождество за решеткой

Суд оставил Макаренко за решеткой, даже не удосужившись привести его на заседание...

В международный день борьбы с коррупцией украинская фемида «показала класс» - без лишних раздумий Апелляционный суд Киева снова оставил Макаренко за решеткой, отказавшись изменить ему меру пресечения. А потому Новый год и Рождество экс-глава Гостаможни будет встречать в СИЗО. И удивительнее всего, что на судьбоносное для экс-чиновника заседание его даже не удосужились привести.

Итак, очередное слушание дела Макаренко было назначено в Апелляционном суде Киева сегодня на 14.00. Правда, особой пунктуальностью украинская Фемида не отличилась – по не понятным причинам рассмотрение задержали на целый час. Но на этом сюрпризы не закончились. Первое, что удивило адвокатов и журналистов – судья, который, собственно, и рассматривал дело.

Предварительно ожидалось, что вести заседание будет некий судья Верховец, но в зал заседание зашел судья Максим Онищук, который уже ранее оставлял Макаренко за решеткой, и не очень то внимал аргументам защиты.

В ответ адвокаты защиты подали прошение отстранить Онищука, сославшись, что он уже ранее рассматривал подобное дело и выносил предвзятое решение. От такого поворота событий судья немного смутился и удалился подумать в совещательную комнату. Спустя минут пять он вернулся в зал заседание и обратился к стороне обвинению – прокурору Сибирякову и следователю СБУ Грабику, поддерживают ли те подобное ходатайство. Получив отрицательный ответ, он снова удалился в совещательную комнату.

Тяжело сказать, с кем там он совещался, но отстранять себя от дела господин Онищук отказался, и продолжил судебное заседание. Адвокаты защиты все не унимались, обратившись к нему с новым прошением – привести обвиняемого Макаренко в зал заседаний, ведь как-то даже не по-человечески решать судьбу экс-главы Гостаможни без его присутствия. Тем более, что, по словам адвоката Сухого, у Макаренко было что сказать. Да и европейская конвенция о защите прав человека гарантирует доставку обвиняемого на собственный суд. Но и на это ходатайство у Онищука нашелся стандартный ответ – отклонить! Мол, обойдемся и без подследственного.

Хорошо хоть на обращение адвокатов пустить в зал заседаний журналистов с камерами Максим Онищук оказался более сговорчив – пустить можно, но снимать лично меня – ни в коем случае! Видимо, светить свое собственное лицо в таком деле перед камерами ему явно не с руки.

После того, как телекамеры зашли в зал заседаний, судья дал возможность адвокатам Анатолия Макаренко озвучить, что же за такие новые обстоятельства у них появились, которые могли бы убедить его выпустить экс-главу Гостаможни из под стражи. В ответ господин Солодко озвучил несколько документов, имевшихся у защиты. Во-первых, в последние месяцы у Анатолия Макаренко резко ухудшилось состояние здоровья и него участились гипертонические приступы. Что, собственно, и было подтверждено письмом начальника следственного изолятора №13 и документами врачей СБУ. Более того, о том, что у Макаренко резко ухудшилось состояния здоровья, подтвердил во время судебного заседания следователь СБУ.

Еще один интересный документ – обращение к Председателю Верховного суда Украины Василию Онопенко, Генпрокурору Виктору Пшонке и главе СБУ Валерию Хорошковскому от имени главы таможни России Андрея Бельянинова, главы белорусской таможни Александра Шпилевского и их молдавского коллеги Виорела Мельника. Подписанты ручались за Анатолия Макаренко, подтверждали его профессиональные и этические качества.

Понятное дело, что адвокаты не забыли вспомнить и обращение 50 народных депутатов Украины, готовых взять его на поруки, а также письмо ряда российских генералов, которые также просили украинское руководство не держать Анатолия Макаренко под стражей.

Новыми аргументами защиты стало и то, что на содержании Анатолия Макаренко находится его престарелая мать, инвалид 2 группы. Подтверждающие документы чего адвокаты также передали судье. Кроме того, защита Макаренко озвучила тезисы, что никоим образом влиять на следствие на свободе Макаренко просто не способен. Во-первых, потому что следствие уже закончено, и идет ознакомление с материалами дела. Во-вторых, Макаренко уже давно не на службе, и за полгода за решеткой никак не мог приобрести новые связи в органах власти. В-третьих, по словам адвокатов, Макаренко не планирует покидать страну, ведь он добровольно полгода назад пришел на допрос, как раз вернувшись из-за рубежа.

Максим Онищук внимательно выслушал сторону защиты и представил слов стороне обвинения. Следователь СБУ, который и ведет это дело, озвучил требования, с которыми они обратились к суду. Если коротко, то требования СБУ сводились к двум основным позициям – продлить пребывание Макаренко за решеткой до 10 января 2011 года, а также ограничить срок ознакомления с материалами дела до 24 декабря 2010 года.

Первое положение для защиты было не в новинку, и его, собственно все ожидали. Но вот второй пункт – немного ошарашил команду защиты. Услышать откровенные обвинения СБУ в том, что Макаренко и его команда специально затягивает время, было немного в диковинку. По логике СБУ получается, что экс-главе Гостаможне даже приятно проводить побольше времени в СИЗО.

Собравшиеся в зале журналисты не питали особых иллюзий по поводу того, что Макаренко могли в этот день выпустить из-под стражи, но вот того, что ему даже не дадут ознакомиться с материалами дела – это было уже слишком даже для украинских судов.

Но, как оказалось, идти на такой шаг в этот день было не в планах судьи Максима Онищука. Он дал возможность адвокатам высказать свою точку зрения по поводу того, действительно ли они специально тянут время. По словам господина Сухого, с 13 октября, когда юристы получили возможность читать материалы дела, они уже обработали 32 тома из 47, а сам Анатолий Макаренко изучает почти по одному тому в день. На больше, по их словам, ни они, ни Макаренко физически не способны. И даже с таким темпом к 24 декабря им никак не успеть. Более того, адвокат Солодко заявил, что согласно 218 статье Криминально-процессуального кодекса, суд не имеет права ограничивать подсудимых в сроках ознакомления с материалами дела.

Выслушав аргументы сторон, судья снова удалился, чтобы вынести окончательное решение. В это время журналисты обсуждали три основные версии, чем это все закончилось. Самые злостные пессимисты вообще не верили в украинскую Фемиду, и предполагали, что Макаренко впаяют по-полной – и за решеткой оставят, и в сроках чтения дела ограничат. Несколько оптимистов все же надеялись, что в этот день счастье будет на стороне Макаренко, и он таки выйдет из СИЗО. Но третьи, и в их числе были даже адвокаты экс-главы Гостаможни, предполагали, что, разыгрывая доброго и злого полицейского, судья оставить Макаренко за решеткой, но не будет незаконно ограничивать защиту в изучении материалов следствия.

Так оно и случилось. На 44 минуте заседания судья Максим Онищук вышел из совещательной комнаты и сообщил, что Анатолий Макаренко будет сидеть минимум до 10 января, но читать свое дело может столько, сколько влезет.

Как рассказали после судебного заседания «Главкому» представители защиты Анатолия Макаренко, абсолютно реально для них ознакомится с материалами дела до конца января. Полюс судебное разбирательство затянется минимум на 4 месяца, а потому, судя по настроениям власти и судей, сидеть Макаренко за решеткой еще минимум полгода.

Напомним, еще 23 июня бывший глава Гостаможни Анатолий Макаренко был вызван в качестве свидетеля на допрос в СБУ по делу об отчуждении у «Росукренерго» 11 миллиардов кубометров газа. Инкриминировав ему халатность, состоящую якобы в том, что в период его руководства таможней был растаможен газ, вроде бы принадлежащий «РосУкрЭнерго», сотрудники СБУ задержали Макаренко. Чуть позже, 25 июня, Печерский райсуд определил ему меру пресечения– 2 месяца под стражей, при чем не в следственном изоляторе СБУ, а в милицейском СИЗО на Лукьяновке.

Несмотря на абсурдность ситуации и очевидность необоснованности ареста Макаренко, Аппеляционный суд Киева 2 июля отказался отменить решении о взятии экс-начальника Гостаможни под стражу. Хотя, по словам адвоката Евгения Солодко, фактических данных о том, что он мог скрыться от следствия, следователи так и не представили. Тем более, что Анатолия Макаренко были готовы взять на поруки целый ряд народных депутатов Украины.

20 августа суд снова продлил пребывание Анатолия Макаренко под стражей до 10 октября, потом Печерский районный суд продлил арест до 23 октября, и, наконец, Киевский апелляционный суд продлил экс-главе Гостаможни содержание под арестом до 10 декабря.

Причем, за это время следствие даже успело поменять Макаренко статью обвинения. Если при аресте ему вменяли халатность, то 30 сентября это дело закрыли из-за отсутствия доказательной базы, а вместо этого открыли дело по злоупотреблению служебным положением (статья 364 Уголовного кодекса).

12 октября, то есть, спустя меньше двух недель после открытия нового уголовного дела, СБУ вдруг заявила о том, что закончила следствие и передает материалы на ознакомление адвокатам Макаренко. Удивительно, что если для обвинения в халатности доказательств не нашлось, то для обвинения в злоупотреблениях их почему-то оказалось аж пруд пруди.

{20}

Вряд ли стоило ожидать, что когда придет время в очередной раз определять Анатолию Макаренко меру пресечения, власть сглянется над бывшим чиновником, и позволит ему готовиться к судебному процессу вне тюремной камеры. В противном случае его бы так долго за решеткой не продержали. Но в этот раз у адвокатов имелся целый ряд аргументов в свою пользу, а потому они всерьез готовились вызволить своего подзащитного.