Янукович запутался в коммуникациях

На недавнем съезде Партии регионов журналисты спрашивали у появившейся там Анны Герман, как можно добиться включения в президентский пул.

На недавнем съезде Партии регионов журналисты спрашивали у появившейся там Анны Герман, как можно добиться включения в президентский пул. Та отсылала их к руководителю президентской пресс-службы Денису Иванеско, близкому к Сергею Левочкину.

«А он всех направляет к вам!» – говорили журналисты.

«Ну это какое-то недоразумение», – разводила руками Герман.

Такое положение дел в Администрации Президента на информационном фронте, в общем-то, не должно удивлять.

50 дней власти Виктора Януковича так и не дали ответа на вопрос, какой будет информполитика Банковой. Если Виктор Ющенко в дебюте своего президентства старался быть максимально открытым для прессы, а свои первые рабочие дни начинал с общения с народом перед дверьми Секретариата, то Янукович дал свою первую пресс-конференцию в новом качестве только недавно, и то «осадок остался».

Когда Сергей Левочкин стал главой Администрации Президента, а Анна Герман – его заместителем с неопределенными на тот момент функциями, журналисты мгновенно предположили, что конфликты между этой парочкой за влияние на Виктора Януковича – дело времени. Так уж повелось, и Левочкин, и Герман пользуются огромным доверием Януковича и могут вкладывать ему в уши именно те тезисы, которые считают нужными. При этом разногласия вряд ли быстро вырвутся наружу, если вырвутся вообще: опутывание Президента своей паутиной и замыкание на себе его контактов с внешним миром, предполагает подковерную борьбу, в которой они оба достаточно сильны.

Косвенных признаков того, что первые лица АП ведут каждый свою игру, хватает. Причем Герман с ее журналистским прошлым сильна в активной публичной деятельности, более того, часто самостоятельно формирует повестку дня своими заявлениями.

Например, на новой должности она начала с того, что без согласования с новым начальником объявила конкурс на нового президентского пресс-секретаря (а это постоянные глаза и уши рядом с первым лицом государства), но под противодействием Левочкина пока отказалась от этой идеи. Отсутствие у Президента пресс-секретаря – скорее, следствие, а не причина невнятного и хаотичного медиа-позиционирования Януковича, с которым пытаются определиться Левочкин и Герман. Причем независимо друг от друга.

Открывать или закрывать Януковича, чьи проблемы с публичностью известны давно? Пока что Герман выглядит сторонником первого варианта. Например, на недавнюю пресс-конференцию Виктора Януковича первоначально были приглашены только представители региональных изданий, более того, попытки столичных СМИ аккредитоваться в Киевской обладминистрации наталкивались на странные отговорки вроде той, что «учредителей издания нет среди представителей органов власти». В результате решение пустить всех желающих журналистов в зал было вынесено за день до пресс-конференции. Тогу борца за интересы «третьей власти» примерила как раз Герман, которая после консультаций с Президентом отдала соответствующее распоряжение.

Эту ситуацию, конечно, можно было списать на не очень удачную попытку игры в «хорошего полицейского», тем более что вопросы Януковичу все равно смогли задать только те, кто должен был.

Другое дело с аварией, в которую попал автомобиль из кортежа Януковича. Дальнейшее развитие событий дало повод говорить, что Герман – действительно самостоятельный поставщик информации с Банковой, а озвучивание ею каких-либо тезисов опережает их появление на президентском сайте.

Например, как только новость об автокатастрофе на проспекте Бажана попала в Интернет, милиция всячески отрицала, что в инциденте замешан президентский кортеж.

То, что в ДТП все-таки пострадала машина, сопровождавшая Президента, заявила именно Герман. Она сообщила, что Президент поручил Генпрокурору расследовать это происшествие и временно отстранил от обязанностей Валерия Комышного, отвечавшего за передвижение высокопоставленного тела. Не обойдясь, конечно, без ремарки, что глава государства распорядился оказать выжившим в ДТП необходимую помощь (а если бы не распорядился?). Конечно, далее замалчивать сам факт аварии, когда фото разбитой скорой с номерами, принадлежащим ДУСе, разошлось по Интернету, было бы уже странно, но показательно, что Герман снова попала на передовую «борьбы за правду».

Косвенным подтверждением того, что замглавы АП лично инициирует большинство подобных обращений и распоряжений Президента, стало вмешательство Януковича в историю с избитыми журналистами львовской газеты «Экспресс». Потому как слабо верится, что Янукович вдруг лично озаботился их судьбой. Встретиться с журналистами (как обещала Герман), он, правда, пока не успел, поскольку его визит на Галичину отложен до лучших времен, но дал поручение разобраться в ситуации комиссии, которую возглавила сама Анна Николаевна. Поговаривают, что перо Анны Николаевны заметно и в гневной отповеди Президента вице-премьеру Владимиру Семиноженко по поводу союза с Россией.

Приход к власти команды Виктора Януковича многие воспринимали с опаской как предвестник сворачивания демократических свобод и затягивания удавки на шее журналистов. И пока новая власть не особо спешит развеивать эти стереотипы, за нее отдувается одна Герман, чуть ли не единственная в президентской команде пытающаяся придать ей человеческое лицо. Насколько у нее это получается искренне, и какие собственные интересы она при этом преследует – другой вопрос. Пока именно Герман является главным коммуникатором Банковой со СМИ.

Но последние события показали, что Левочкин также понемногу выходит в свет, где может составить конкуренцию «министру пропаганды», как ласково называют Анну Николаевну журналисты. Пока что его немногочисленные интервью полны зубодробительных мантр вроде «будет также доведено до выполнения созданную ранее программу кардинальных экономических реформ Украины». Однако в преддверии ратификации харьковских договоренностей Левочкин «сдал» и вполне конкретную информацию о том, что в коалиции есть необходимые 226 голосов, на что Герман лишь пожала плечами.

Интересно будет понаблюдать на дальнейшим перетягиванием каната. Пока Герман даже заступилась за Левочкина перед оппозицией, обвинявшей его в возвращении цензуры. Но «разнобой» в работе этого тандема будет ощущаться еще долго, вплоть до безоговорочной победы одного из них – отставки соперника.