Что такое депрессия и почему она возникает всё чаще?
За последние 25 лет не было разработано ни одного нового антидепрессанта
Люди, страдающие депрессией, не обязательно ходят повсюду с вытянувшимися лицами, или плачут при первой возможности. На государственном сайте США, посвящённом психическому здоровью, MentalHealth.gov, эта болезнь определяется как «потеря интереса к важным аспектам жизни». Среди симптомов – избыток или недостаток еды и сна; отдаление от людей и обычных занятий; недостаток энергии; ощущение отсутствия смысла, онемение; необычно сильная сбивчивость и забывчивость; ощущение, что ты на грани, зол, расстроен, обеспокоен или испуган; мысли о причинении вреда себе или другим.
Интуитивное описание цитируется британским фондом Mind: «Это начинается, как грусть, потом я чувствую, что отключаюсь, и всё меньше справляюсь с реальностью. В итоге я чувствую онемение и пустоту».
Депрессия часто смешивается с другими проблемами со здоровьем: к примеру, длительным заболеванием, возбудимостью, обсессивно-компульсивным расстройством или шизофренией.
Для описания долгосрочной и менее выраженной депрессии используется термин «дистимия» – она обычно длится от двух лет и более.
Древнее заболевание
«Не знаю, отчего я так печален.
Мне это в тягость; вам, я слышу, тоже.
Но где я грусть поймал, нашел иль добыл.
Что составляет, что родит ее, — Хотел бы знать!»
— говорит Антонио в пьесе «Венецианский купец». Однако он не был единственным персонажем Шекспира, испытывавшим депрессию: если бы Гамлет или Макбет пошли к современному врачу, им бы выписали антидепрессанты. А также Фауст, мадам Бовари и Раскольников. Данте начинает «Божественную комедию» так:
«Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины».
И он действительно что-то такое нащупал.
Клиническая депрессия – проблема далеко не XXI века. Она так же стара, как человечество. Новым стали только её масштабы. Но и в этом смысле тяжело сказать, действительно ли сегодня больше людей страдают депрессией, чем в прошлом, или же просто о ней больше говорят.
Сколько людей страдает от депрессии?
Клиническая депрессия развилась до масштабов эпидемии в последние десятилетия, и превратилась из редко упоминавшейся напасти с окраин общества в явление, редко уходящее из новостей. Она распространилась в учебных заведениях и в коммерческих компаниях, в лагерях беженцев и городах, на фермах и в пригородах.
По оценкам, в каждый момент времени от депрессии страдают 300 млн человек – примерно 4% мировой популяции. Это следует из отчёта Всемирной организации здравоохранения от 2015 года. Женщины больше подвержены депрессии, чем мужчины.
Депрессия – ведущая мировая проблема, а униполярная депрессия (как противоположность биполярной) – 10-я в списке ведущих причин ранней смерти. Связь между самоубийством, второй по распространённости причины смерти для молодых людей возраста 15-29 лет, и депрессией, очевидна, и во всём мире каждые две минуты свою жизнь завершает по два человека.
И хотя в мире цифры по депрессии и другим распространённым проблемам со здоровьем значительно различаются, США – «наиболее депрессивная» страна мира, за которой близко идут Колумбия, Украина, Нидерланды и Франция. На другом конце шкалы расположились Япония, Нигерия и Китай.
Откуда такой разброс?
Яркий контраст между странами привёл к появлению мнения о депрессии, как о «проблеме первого мира» или «роскоши». Логика такая – если вам в лоб направлен пистолет или вы не знаете, откуда возьмёте средства на следующий приём пищи, для подобного самокопания у вас просто нет времени.
Недавние исследования указывают на целое море причин, многие из которых пересекаются: в частности, в менее развитых странах часто отсутствует инфраструктура для сбора данных по депрессии, и там это состояние с меньшей вероятностью распознают, как заболевания. Также в этих странах общество не поощряет людей рассказывать о своих чувствах и их жители с меньшей охотой обращаются к профессионалам за помощью.
Статистика тоже не настолько простая, чтобы утверждать, что богатые находятся в депрессии, а бедные – нет.
Одна работа в журнале Plos Medicine утверждает, что, если отбросить крайние случаи, то в большинстве стран количество случаев депрессии примерно одинаковое. Также утверждается, что больше всего от депрессии страдают в восточной Европе, Северной Африке и на Среднем Востоке; и больше всего лет по нетрудоспособности из-за депрессии потеряно в Афганистане, а меньше всего – в Японии.
Что приводит к депрессии?
С тех пор, когда считалось, что в людей с психическими проблемами вселился дьявол, и когда таких людей изгоняли из сообщества или вешали за ведовство, ситуация очень сильно улучшилось. Но до сих пор понимание этого заболевания остаётся чрезвычайно искажённым, особенно представление о том, что страдающим от депрессии людям нужно просто «взять себя в руки» или «побольше выходить из дома».
Совершенно другое мнение высказывает психиатр Тим Кантофер в своей книге «Депрессивная болезнь: проклятие сильных» [Depressive Illness: The Curse of the Strong].
Он утверждает, в мозге есть участок под названием «лимбическая система« [на самом деле, это совокупность нескольких структур мозга / прим. перев.], работающий, как термостат, контролирующий различные функции тела – включая настроение – и восстанавливающий равновесие после присущих жизни спусков и подъёмов. Лимбическая система – это контур нервов, передающих сигналы друг другу посредством двух химических веществ, серотонина и норадреналина, которых не хватает людям с депрессией. Согласно этому описанию, депрессивное заболевание в основном является физическим, а не психологическим.
Кантофер говорит, что под воздействием стресса слабые или ленивые люди очень быстро сдаются; сильные люди продолжают идти вперёд, удваивая усилия, борются с любым давлением, принуждающим их сдаться, и доводят лимбическую систему до точки отказа. Однако научных доказательств этой теории нет, поскольку невозможно проводить эксперименты на живом мозге.
Также принято считать, что болезнь инициируют полученные травмы или жестокое обращение; генетическая предрасположенность, которая может совпадать, а может и не совпадать с историей болезней в семье; жизненные стрессы, включая финансовые проблемы или тяжёлые потери; хроническая боль или болезни; приём наркотиков, включая марихуану, экстази и героин.
Существует, хотя и активно оспаривается, мнение о том, что чрезвычайный стресс или определённые заболевания могут вызвать слишком сильную ответную реакцию иммунной системы, вызывающую воспаление в мозге, что приводит к депрессии.
Лечение
По оценкам ВОЗ, менее половины страдающих от депрессии людей лечатся от неё. Многие получают неадекватную помощь, часто сконцентрированную на лекарствах, с недостатком речевой терапии, которую считают критическим союзником.
Среди фармакологических средств от депрессии наиболее часто выписывают антидепрессанты группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, понижающие впитывание серотонина и повышающие общий его уровень. Другой популярный класс лекарств — селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина, работающие одновременно с серотонином и норадреналином.
Среди методов лечения чаще всего применяется когнитивно-поведенческая психотерапия, разбивающая подавляющие человека проблемы на ситуации, мысли, эмоции, физические ощущения и действия, направленная на раскрытие порочного круга негативных мыслей.
Другие типы – межличностная терапия, поведенческая активация, психодинамическая психотерапия и парная терапия. Все виды речевой терапии можно использовать отдельно, или в сочетании с лекарствами.
Кроме медицинского подхода, доктора могут предписать физическую активность или художественную терапию, в то время как некоторые пациенты выбирают альтернативные или поддерживающие терапии, самыми популярными из которых выступают приём зверобоя, медитация и йога.
Тенденции
Количество видов лечения депрессии увеличивается, но проблема не решается, а растёт. За период с 2005 по 2015 год количество заболеваний депрессией увеличилось почти на одну пятую часть. Вероятность получить это заболевание у людей, рождённых после 1945 года, увеличилась в десять раз. По утверждению ВОЗ, это отражает как рост популяции, так и пропорциональное увеличение количества случаев депрессии среди наиболее подверженных возрастных групп.
Однако в целом по миру количество самоубийств уменьшилось примерно на четверть. В 1990-м их количество составляло 14,55 человек на 100 000 людей, в 2016-м – уже 11,16 на 100 000.
Ключевая причина роста депрессии – лекарства не обязательно «вылечивают» пациента, а других методов лечения, способных развернуть ситуацию, часто не хватает.
Другие причины роста – стареющее население (у возрастной группы 60-74 года вероятность депрессии выше, чем у других), и повышение стресса и изоляции.
Что дальше?
За последние 25 лет не было разработано ни одного нового антидепрессанта, что заставляет психиатров обращаться за помощью в другие области.
Проводились положительные эксперименты с кетамином и псилоцибином, активным ингредиентом «волшебных грибочков». Надежды на новое поколение методов лечения появились после открытия 44 мутаций, которые, по мнению учёных, повышают риск депрессии. Ещё одна противоречивая область исследований – лечение подавленного иммунитета и спорная связь между депрессией и воспалительными процессами.
Различные страны всё чаще понимают необходимость в увеличении числа психологов в качестве замены или дополнения к лекарственному лечению.
Вероятно, самое важное, — это культурный сдвиг, облегчающий людям задачу обращения за помощью и рассказа о своём заболевании.
Среди знаменитостей, идущих во главе этого сдвига, можно отметить британских принцев Уильяма и Гарри, основавших благотворительный фонд Heads Together, и публично рассказывавших о своих проблемах. Также совсем недавно рестлер и актёр Дуэйн Джонсон рассказал о своей депрессии, а певица Мэрайя Кэрри – о биполярном расстройстве.