Досрочные выборы в Сербии. Что задумал президент Вучич?
Досрочные выборы могут принести неприятный сюрприз для того, кто их спровоцировал?
Почти через полтора месяца Сербия в очередной раз будет избирать парламент. Это будут четвертые внеочередные парламентские выборы за последние 11 лет – период, когда у власти в стране находится Сербская прогрессивная партия (СПП). Вместе с парламентскими будут проводиться и выборы в органы местного самоуправления, в том числе и в столице Белграде.
Вступая в очередную избирательную кампанию, сербский президент и по совместительству фактический руководитель СПП Александар Вучич хочет в очередной раз дать мастер-класс по цементированию власти и обеспечить пространство для маневра на внешнеполитической арене, в частности в вопросах отношений с Косово и введении санкций против России. Однако эти выборы, особенно местные, могут скрывать для него неприятный сюрприз – усиление местной демократической оппозиции и превращение ее в серьезного политического оппонента, который может бросить вызов абсолютным властям Вучича в стране.
Ради демократии и европейских ценностей
30 октября правительство Сербии предложило президенту Александру Вучичу распустить парламент и назначить новые парламентские выборы. В заявлении правительства отмечено, что проведение новых парламентских выборов при нынешних обстоятельствах обеспечит, среди прочего, «высшую степень демократии, уменьшение напряжения в обществе, отказ языка вражды, подтверждение права на свободное выражение мнений и взглядов на определенные политические, экономические и другие вопросы, а также дальнейшее утверждение европейских ценностей».
Через день после этого, 1 ноября, Александр Вучич и спикер сербского парламента Владимир Орлич объявили проведение в стране внеочередных парламентских выборов и выборов в 65 городах и муниципалитетах, включая столицу Белград. Объявив выборы, которые состоятся 17 декабря 2023 года, Вучич распустил парламент Сербии, который не отработал даже половину своего четырехлетнего мандата.
В своем коротком обращении Александр Вучич пожелал гражданам «счастливых выборов» и отметил, что страна живет «в сложное для всего мира время, во время глобальных вызовов и в котором необходимо, чтобы все были едины в борьбе за сохранение национальных и государственных интересов».
«Для Сербии очень важно сохранить мир, стабильность, показать всем демократию, и я бы сказал, что эта кампания является возможностью представить гражданам цивилизованным способом различные идеи, программы, политику, которые должны конкурировать, но которые ни на мгновение не будут угрожать нашим жизненно важным национальным интересам», – сказал сербский президент.
Зачем сербскому президенту новые выборы
На первый взгляд, неотложных причин для роспуска парламента и назначения досрочных выборов у Вучича не было. Его СПП вместе с партнерами по коалиции имели стабильное большинство в сербском парламенте и многих муниципалитетах и могли принимать любые нужные ему решения.
Однако это только на первый взгляд. На самом деле, есть несколько причин, почему сербский президент решил идти на внеочередные выборы при наличии у него всей полноты власти в стране.
Во-первых, это непростая ситуация внутри самой СПП. Есть немало свидетельств того, что в ее рядах существуют серьезные внутренние противоречия и даже паника по поводу возможных результатов выборов. Есть даже оценки, что общественная поддержка партии стремительно падает. Поэтому, идя на новые выборы, сербский президент хочет остановить эти тенденции. Укрепление власти за счет досрочных парламентских выборов не является для него чем-то новым. Учитель пользуется таким способом в течение последних 11 лет пребывания его партии у власти.
Так, например, парламентские выборы в Сербии проводились в 2012-м, 2014-м, 2016-м, 2020-м, 2022-м и теперь – в 2023-м году. Из них только в 2012 и 2020 годах выборы были очередными. Все остальные – внеочередные. Такая де-факто перманентная избирательная кампания ослабляет его оппонентов прежде всего из демократической оппозиции и позволяет ему задавать политический темп в стране.
Во-вторых, проведение новых выборов дают сербскому президенту пространство для маневра перед Западом, в частности, для убеждения его в том, что действующее правительство (которое будет действовать до избрания нового, но без действующего парламента и мандата принимать важные решения) не может вводить санкции против иностранных государств, а также принимать обязательные решения по Косово. Другими словами, организовывая новые парламентские выборы, Александар Вучич таким образом хочет затянуть реализацию Сербией обязательств по нормализации отношений с Косово и введению санкций против России.
К слову, из-за вышеуказанного внешнеполитического фактора, выборы в декабре могут быть не последними в сербской избирательной карусели. Существует также возможность проведения повторных парламентских выборов в конце весны следующего года. Официальным поводом к ним может быть якобы неспособность СПП и Социалистической партии Сербии (нынешнего главного партнера СПП в правительственной коалиции) сформировать правительство по определенным техническим нарушениям или политическим причинам.
На самом же деле идея такого шага будет заключаться в том, чтобы сохранить действующее правительство (с ограниченными полномочиями) до октября-ноября 2024 года и дождаться результатов президентских выборов в США (рассчитывая на победу Дональда Трампа) и выборов в Европарламент.
Назначение же выборов всего через полтора месяца должно помешать демократической оппозиции качественно подготовиться к ним – сформулировать собственную четкую избирательную программу и стратегию. Как уже отмечалось, Александар Вучич и его СПП все последние 11 лет находятся в постоянной избирательной кампании и они всегда готовы к выборам в столь короткий срок.
Шанс для демократической оппозиции?
Несмотря на вышеуказанные политические уловки сербского президента, местная демократическая оппозиция серьезно настроена дать ему бой на этот раз. По крайней мере, на местном уровне. Оппозиция наконец-то объединилась в одну коалицию, которая получила название «Сербия против насилия» и рассматривает Белград как одну из своих приоритетных целей на предстоящих выборах, считая, что победа в столице станет для нее плацдармом для усиления собственных позиций в стране и будет началом конца абсолютного правление Александра Вучича. Для понимания важности выборов в сербской столице следует просто напомнить, что они третьи по важности выборы в Сербии после парламентских и президентских.
В середине октября одной из самых авторитетных неправительственных организаций Сербии, занимающейся вопросами демократизации и верховенства права – CRTA, был проведен опрос общественного мнения по поддержке политических сил. Согласно полученным результатам, за коалицию «Сербия против насилия» на национальном уровне проголосовало бы 41% граждан, а за коалицию провластных партий, возглавляемую Александаром Вучичем – 49%. Что касается выборов в Белграде, то провластные партии получили бы 38%, а объединенная демократическая оппозиция – 51%.
В офисе Национального демократического института в Сербии, который тоже проводил свой опрос, отмечают, что хотя шансов на победу на национальном уровне у демократической оппозиции нет, у нее есть хорошие шансы в Белграде.
Учитывая вышеуказанные результаты опроса общественного мнения, можно предположить, что с большой долей вероятности СПП победит на предстоящих парламентских выборах. При этом важно то, какой именно будет эта победа. Если она не будет убедительна (как показывают те же результаты соцопроса), а демократическая оппозиция покажет хорошие результаты и, кроме того, победит в Белграде и сформирует там власть (она имеет шанс сделать это даже без поддержки некоторых правых партий), это может быть серьезным сигналом, что лед абсолютной власти Александра Вучича в Сербии начинает скрещиваться. Обладая ресурсами и более видимой публично, демократическая оппозиция может стать для сербского президента серьезным политическим оппонентом. Кроме того, успех оппозиции в Белграде и относительно хороший результат на национальном уровне может заложить основы для важных положительных изменений как внутри страны, так и в ее внешнеполитической ориентации.
Игорь Федик, для «Главкома»