Эксперты: Россия «проверяет» Запад
Произошедший в воскресенье инцидент между Россией и Украиной в Керченском проливе, по мнению западных экспертов, является желанием Москвы «испытать на прочность» Запад
Опрошенные Русской Службой «Голоса Америки» эксперты считают, что реакция западных стран на случившийся инцидент с обстрелом и задержанием Россией украинских кораблей в Керченском проливе, остается слабой. Эксперты также полагают, что Россия испытывает Запад и демонстрирует наличие фактического контроля над Крымским полуостровом. Провозглашение же чрезвычайной ситуации Украиной, по мнению экспертов – это использование инцидента в политических целях в преддверии президентских выборов в марте 2019 года.
Марк Симаковски (Mark Simakovsky), старший научный сотрудник аналитического центра «Атлантический совет», считает, что хотя главным виновником случившегося является Москва, которая «продолжает пытаться подорвать территориальную целостность и суверенитет» Украины, Киев, однако, использовал случившееся для продвижения своих политических целей.
«Перед правительством Порошенко в следующем году стоит проведение выборов, и я думаю, что обсуждение и введение военного положения необходимо рассматривать через призму внутренних политических процессов», – сказал эксперт, добавив, что использование инцидента в политических целях Украиной вызывает обеспокоенность.
По его словам, одним из главных мотивов России, в дополнение к нанесению экономического ущерба Украине, могла стать демонстрация самой возможности ограничения доступа Украины в Азовское море.
«Россия хотела продемонстрировать украинскому правительству и украинским гражданам, что они не имеют полного доступа к своей территории», – сказал Марк Симаковски. Он отметил, что действия России были направлены на то, чтобы проверить реакцию Запада. «Если Россия не увидит адекватного ответа со стороны НАТО, ЕС и США, это будет расценено, как отсутствие такового на дестабилизирующие действия в будущем», – считает эксперт.
По его мнению, в дополнение к международному осуждению и оказываемой США поддержке украинским наземным войскам, также должна быть оказана большая поддержка военно-морским силам Украины. «США также должны продолжить судоходство в Черном море – необязательно наращивать военное присутствие, но само присутствие необходимо, как показывает данное обострение», – считает Марк Симаковски.
Майкл Кофман (Michael Kofman), эксперт Центра военно-морских исследований (CNA) отметил, что регулярное судоходство США в Черном море не обязательно поможет Украине. По мнению эксперта, может быть оказана определенная поддержка ВМС Украины, но Вашингтон уже предоставляет Киеву существенную военную помощь.
По мнению Майкла Кофмана, главной целью эскалации является желание России продемонстрировать фактический контроль над Керченским проливом и Крымом. «Это, на самом деле, вопрос аннексии Крыма Россией и демонстрации контроля над доступом к Азовскому морю», – считает он.
Эксперт также выразил озабоченность достаточно слабой реакцией Запада. Несмотря на прошедшую сессию ООН, на которой все западные страны осудили действия России, отсутствие серьезных шагов вызывает обеспокоенность. «Российская сторона может посчитать, что может уйти от ответа без какой-либо серьезной реакции со стороны Совбеза ООН, без каких-либо серьезных последствий», – отметил Кофман. Заявление НАТО с призывом к деэскалации с обеих сторон, по мнению эксперта, было также «не особенно ревностным».
Несмотря на открытую поддержку Киева западными странами, по мнению эксперта, есть и те, кто непублично винит в случившемся украинскую сторону. По словам Майкла Кофмана, неясны цели провозглашение чрезвычайного положения Украиной. Скорее всего, это указывает на возможное использование сложившейся ситуации на предстоящих выборах президента.
«В течение многих лет, когда погибало большое количество украинцев, администрация Порошенко не объявляла военного положения. После инцидента, в котором, насколько известно, нет погибших, Порошенко провозглашает чрезвычайное положение и, по совпадению, в преддверии выборов. И если посмотреть на меры чрезвычайного положения, то неясно в чем заключается смысл объявления этого чрезвычайного положения», – подытожил эксперт.
Дональд Дженсен (Donald Jensen), старший научный сотрудник Центра анализа европейской политики (CEPA), также разделяет мнение, что эскалация была провокацией со стороны России и проверкой Запада. «У России есть несколько причин для того, чтобы совершать провокации, включая то, чтобы посмотреть на реакцию Запада. Если такие провокации не будут наказаны, то они, скорее всего, продолжатся», – отметил Дональд Дженсен.
По мнению эксперта, Запад должен прибегнуть к более жестким мерам для предотвращения провокаций в будущем. «Необходимо увеличить санкции. Я также считаю, что следует увеличить военно-морское присутствие НАТО в Черном море», – сказал эксперт.
Он также считает, что, несмотря на международную поддержу Украины и осуждения действий России, предложение президента Порошенко ввести чрезвычайное положение вызывает удивление.
«Россия совершила агрессию, но я действительно не думаю, что введение чрезвычайного положения было так необходимо. Чем этот инцидент хуже того, что происходит каждый день в Донбассе? Введение чрезвычайного положения вызывает вопрос: не является ли это способом увеличить преимущества Порошенко в следующем году – если будут выборы. Я не вижу, как этот шаг помогает более эффективно противостоять существующей российской агрессии. Украинское общество довольно сплоченно и противостоит России, и я не уверен, как именно введение чрезвычайного положения делает Украину сильнее», – сказал эксперт.