Европейские вооруженные силы: проект или прожект?
Эксперты - о продвигаемой президентом Франции Эммануэлем Макроном концепции
Президенты США и Франции Дональд Трамп и Эммануэль Макрон настроены на укрепление обороноспособности стран Европейского союза. Об этом лидеры двух государств объявили в преддверии переговоров в Париже, сообщают в субботу 10 ноября.
Трамп и Макрон также сошлись в том, что необходимо увеличить расходы стран ЕС на оборону, включая финансирование Североатлантического альянса. Кроме того, президент Франции заметил, что продвигаемые им идеи о развитии оборонного мощи Евросоюза не противоречат общей концепции.
Ранее американский президент раскритиковал в Твиттере французского коллегу за его высказывания по поводу создания европейских вооруженных сил. Трамп нашел тон выступления Макрона «очень обидным» и не преминул напомнить странам-членам НАТО об их финансовых обязательствах перед организацией.
«Может быть, Европе для начала следует заплатить свою справедливую долю в НАТО, которое финансируют в основном США?» - написал Трамп.
Напомним, в недавнем интервью радиостанции Europe 1 президент Франции утверждал: «Мы не сможем обеспечить безопасность европейцев, если не решим создать настоящую общеевропейскую армию. У нас должна быть Европа, которая держит оборону, преимущественно самостоятельно, без Соединенных Штатов».
Более того, по мнению Макрона, Европа должны защищаться не только от Китая и России, но «даже от Соединенных Штатов».
Впрочем, в субботу президенты публично данную тему не затрагивали.
Трамп прибыл во Францию на мероприятия в связи со столетием окончания Первой мировой войны.
О «стратегической автономии»
Заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы Дмитрий Данилов считает, что продвигаемой Макроном идее ничего нового нет. По его словам, Евросоюз давно предпринимает усилия в направлении так называемой стратегической автономии и планирует формирование европейской обороны.
«Определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются, - констатировал он в интервью «Голосу Америки». – Но дело в том, что будущие вооруженные силы Европы, если говорить о них, все-таки должны быть ориентированы на достижение конкретных целей. Запад солидарен в том, что Россия представляет ему стратегический вызов, и возникшие после 2014 года планы по функциональному военно-политическому перепрофилированию в рамках Евроатлантики как раз учитывает этот фактор».
Но какие задачи в этом контексте могли бы решать собственно европейские ВС силы, для эксперта остается загадкой.
«Если это сдерживание России по всем рубежам с Севера на Юг на условной восточной границе НАТО, тогда здесь речь не может вестись ни о какой самостоятельности, - рассуждает он. - Ясно, что особое планирование должно опираться на гарантии США, и другого пути нет. Если это решение каких-то других задач, то непонятно, для чего идти по пути формирования европейских вооруженных сил. Ведь есть уже утвержденная концепция европейских боевых групп, которые могли бы участвовать в области кризисного реагирования и так далее».
По оценке Дмитрия Данилова, большая интеграция сопряжена с колоссальными сложностями, в том числе чисто практического и правового плана: единые нормы и стандарты, под чьей юрисдикцией будут находиться военнослужащие государств, которые вошли бы в эти ВС. Все это очень серьезные вопросы, и сама их постановка может стать серьезным вызовом для внутреннего единства ЕС, резюмировал он.
Фактор Трампа
В свою очередь, независимый военный аналитик Александр Гольц полагает, что подход, демонстрируемый Макроном, отчасти спровоцирован взглядом, который проповедует нынешний президент США в контексте европейской безопасности.
«Этот взгляд был наглядно продемонстрирован во время саммита НАТО в Брюсселе в этом году, - утверждает он в комментарии «Голосу Америки». –Трамп не просто требует от партнеров по Североатлантическому альянсу увеличивать расходы на оборону. Он грозит отказаться от того, что было естественно для любого американского президента после Второй мировой войны: ответственности за безопасность в Европе».
При этом, с точки зрения аналитика, Трамп как бы говорит партнерам: безопасность – это товар, и если вам хочется, я буду его продавать. По мнению Александра Гольца, это обстоятельство вызвало серьезное беспокойство у европейцев, поэтому вновь пошли разговоры о необходимости европейской армии.
«Но подобные разговоры возникают довольно регулярно, - напомнил он. –Однако надо понимать, что потребуется не просто механическое объединение вооруженных сил разных стран. Тому, кто захочет создавать такую армию, надо будет ответить на все вызовы, а для начала перестроить сознание западноевропейской общественности. Ведь Европа будет обречена тратить на оборону во много раз больше, чем она это делает сегодня. К тому же жителям стран ЕС придется отказаться от таких вещей, к которым они уже привыкли. Например, вернуться к всеобщей воинской обязанности».
Впрочем, пока это вопрос сугубо теоретический, и стороны в большей степени пугают друг друга, заключил военный аналитик.
Виктор Владимиров