Из армии уходят офицеры. Где взять деньги, чтобы их остановить
Если намерение повысить зарплаты военным серьезно, то очевидно, что представителям власти придется сокращать другие статьи расходов
Презентуя проект госбюджета-2019, Кабмин пообещал увеличить материальное обеспечение военнослужащих на 24,1 млрд грн, до 108,3 млрд грн. Вчера пресс-служба президента Петра Порошенко обнародовала заявление о том, что с 1 января 2019 года украинский солдат будет получать не менее 10 тыс. грн в месяц. Ранее Порошенко заявлял, что с 2019 года зарплата военнослужащим увеличится минимум на 30%.
Какие зарплаты у военных сейчас и сколько платят в ООС
Первое масштабное повышение зарплат украинским военнослужащим произошло в январе 2016 года. Тогда размер денежного обеспечения военнослужащих вырос в среднем в 1,5-2 раза. В 2017 году был повышен размер денежного обеспечения для отдельных категорий военнослужащих (сержантского состава, военнослужащих на контракте, военнослужащих Высокомобильных десантных войск и морской пехоты Военно-морских сил). В частности, это произошло за счет увеличения размеров ежемесячной премии, сообщили в пресс-службе Министерства обороны: «Сейчас размер денежного обеспечения рядового, сержантского и старшинского состава военной службы по контракту составляет не менее 7,3 тыс. грн в месяц (без учета выплат за участие в АТО – сейчас ООС)».
С 2014 года выплата вознаграждений за непосредственное участие в АТО составляла 100% ежемесячного денежного обеспечения, но не менее 3 тыс. грн в месяц. Вознаграждения выплачивались пропорционально количеству дней участия в АТО. Также с 2015 года установлены дополнительные вознаграждения. Так, за успешное выполнение боевого задания деньги выплачиваются на соединение, отдельную воинскую часть в размере от 61 до 365 тыс. грн. За непосредственное участие в боевых действиях – 1 тыс. грн за сутки боевых столкновений с противником. Вознаграждение за уничтожение (захват) боевой техники противника выплачивается на подразделение, экипаж или отдельному лицу в размере от 12 до 243 тыс. грн в зависимости от вида уничтоженной техники.
В 2016 году размеры вознаграждений за непосредственное участие в АТО были повышены до 4,2 тыс. грн в месяц на линии боевого столкновения на глубину ротных опорных пунктов первого эшелона и 1,2 тыс. грн – в других местах дислокации в пределах определенного района АТО.
С 1 января 2017 года выплаты были повышены до 6 тыс. грн и 2,4 тыс. грн в месяц соответственно. С 1 апреля 2017 года – до 7,5 тыс. грн и 3,5 тыс. грн в месяц, а с 1 августа 2017 года и до настоящего времени размер вознаграждений за участие в АТО (ООС) составляет 10 тыс. грн в месяц на линии боевого столкновения и 4,5 тыс. грн в других местах дислокации.
Но если в начале 2016 года минимальный уровень денежного обеспечения военнослужащего составлял в среднем 7 тыс. грн (без учета премий и вознаграждений в ООС) и был равен пяти минимальным зарплатам и почти 1,6 среднемесячной зарплаты по стране, после повышения социальных стандартов с 1 января 2017 года он снизился. В частности, стал равен только 2,2 минимальной зарплаты. «Это привело к снижению конкурентоспособности оплаты труда военнослужащих по сравнению с гражданским сектором», - сообщили в пресс-службе Минобороны.
Чтобы увеличить мотивацию для вступления на военную службу, была усилена социальная и правовая защита военнослужащих, увеличен граничный возраст пребывания в запасе, а также граничный возраст поступления в высшие военные учебные заведения (до 30 лет). Кроме того, появилась возможность заключать бессрочные и кратковременные контракты на срок до шести месяцев, рассказали в пресс-службе Минобороны: «Важным мотивационным фактором для вступления на контракт стало сохранение места работы и средней заработной платы на срок до завершения безвременного контракта (особого периода). Также сохранение пенсии на срок до завершения особого периода для лиц, которые были приняты на военную службу по контракту во время кризисной ситуации».
Помимо прочего, с 2018 года введено одноразовое денежное вознаграждение за заключение первого контракта в таких размерах: рядовым – восемь прожиточных минимумов (14,1 тыс. грн), сержантам (старшинам) – девять прожиточных минимумов (15,8 тыс. грн), офицерам – 10 прожиточных минимумов (17,6 тыс. грн). Размер минимумов определяется соответствующим коэффициентом прожиточного минимума для работоспособного населения, уточнили в пресс-службе Минобороны.
Также введена новая схема тарификации, согласно которой повышались разряды рядового и сержантского состава по должностям в боевой компоненте, по сравнению с аналогичными должностями в военных частях и подразделениях обеспечения.
Из армии уходят офицеры
Несмотря на все предпринятые меры, из украинской армии увольняются кадровые офицеры, в том числе из-за недостаточного денежного обеспечения. В начале лета в обнародованном в СМИ письме министра обороны Степана Полторака к Кабмину говорилось, что с января по июнь из армии уволились 11 тыс. офицеров и контрактников, имеющих боевой опыт (они имели права на увольнение с воинской службы), а до конца года возможно увольнение еще 18 тысяч. По результатам опроса тех, кто планирует уволиться, треть может это сделать в связи с недостаточным денежным обеспечением. Ситуацию могло бы исправить увеличение с 1 октября 2018 года минимального денежного обеспечения рядовому составу до 9 тыс. грн, а офицерскому составу - до 15,3 тыс. грн, о чем было сказано в тексте письма.
В Минобороны достоверность опубликованного в СМИ письма не подтвердили, но и не опровергли. В ответ на запрос пресс-служба Минобороны сообщила: «Исследования, проведенные в ВСУ, свидетельствуют, что денежное обеспечение военнослужащих должно обеспечивать конкурентоспособность на рынке труда с учетом служебной нагрузки, риска для жизни и других факторов, которые имеют место при прохождении военной службы. Также оно должно увеличиваться в то время, как увеличиваются социальные стандарты в государстве, что тем самым будет стимулировать военнослужащих заключать контракты на прохождение военной службы», - сообщили в пресс-службе Минобороны.
Озвученная со ссылкой на письмо Минобороны цифра дала повод интернет-блогерам рассуждать об этой проблеме. По их словам, особенную ценность представляют офицеры, которые являются носителями актуальных знаний и имеют реальный боевой опыт. Офицеры, надолго уходящие в запас на гражданку, быстро теряют квалификацию, например, как врач, который сменил род занятий, не посещает учебные семинары, не знакомится с информацией о новых лекарствах и методах лечения (для военных это владение вооружением, специальными навыками, методами ведения боевых действий и так далее).
Участники АТО вспоминают, что призванные из запаса в 2014 году люди с офицерскими знаниями, бывало, имели гораздо меньше опыта и знаний, чем те, кто по несколько месяцев реально воевал. Естественно, это не добавляло им ни авторитета, ни доверия. Возникали проблемы со слаженностью в военных подразделениях. Потеря каждого офицера с боевым опытом для ВСУ – серьезная проблема.
Отметим, что в Минобороны отрицают, что проблема с увольнением контрактников и офицеров масштабна. «Показатели принятия граждан Украины на военную службу по контракту (офицерский состав) позволяют компенсировать показатели увольнения офицеров с военной службы. Основной проблемный вопрос в том, что увольняются кадровые военнослужащие, имеющие боевой опыт, военнослужащие, на подготовку которых выделены значительные ресурсы. Показатели зачисления офицеров запаса на военную службу по контракту соответствуют плановым заданиям комплектации на 2016-2018 гг.», - заверили в пресс-службе Минобороны.
Отдельно в пресс-службе отметили, что «основным источником комплектации офицерских должностей являются выпускники высших военных учебных заведений и военных учебных подразделений вузов». Но существуют и другие источники комплектации. В частности, с целью оперативной комплектации офицерских должностей в 2014-2016 гг. проведено шесть очередей частичной мобилизации. Сейчас сформирован и подготовлен оперативный резерв общей численностью в более чем 160 тыс. военнослужащих из числа тех, кто имеет боевой опыт. «Укомплектованность офицерских должностей в ВСУ, в том числе в районе проведения ООС, удерживается на уровне, обеспечивающем выполнение заданий по назначению и отвечающем показателям численности, определенным украинским законодательством. Увольнение офицеров с военной службы осуществляется равномерно по всем видам и родам войск (сил) пропорционально их численности», - заверили в пресс-службе Минобороны.
По состоянию на сентябрь 2018 года, на военную службу по контракту на должности рядового и сержантского (старшинского) состава принято 20,5 тыс. человек, из них 2,5 тыс. чел. - после прохождения срочной службы. В целом тенденция соответствует 2017 году, отметили в пресс-службе Минобороны.
Некоторые депутаты и эксперты придерживаются противоположной точки зрения. «Проблема оттока офицерских кадров достаточно масштабна, она является прямым следствием недостаточного денежного обеспечения. Также необходимо увеличить обеспечение военнослужащим в ООС, которые находятся в зоне повышенного риска», - подтвердил народный депутат фракции БПП, секретарь Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Иван Винник. Назвать число офицеров, которые намерены уволиться из ВСУ, он отказался, отметив: «Если мы не поднимем зарплату военнослужащим, это будет представлять угрозу национальной безопасности».
Квартирный вопрос
Помимо зарплат, остается нерешенной еще одна острая проблема, которая также упирается в финансирование армии. Даже в пресс-службе Минобороны не отрицали тот факт, что «ситуация с обеспечением военнослужащих и лиц, уволенных (членов их семей) в запас, жильем не отвечает потребностям и требует значительного финансового ресурса».
На квартирном учете нынче стоят 36,8 тыс. военнослужащих действительной службы (всего 250 тыс.), а также 11,3 тыс. военных, уволенных в запас или отставку. С 2014 по 2018 год (за время российской вооруженной агрессии) из фондов жилье получили только 3,8 тыс. семей, из них 1,5 тыс. участников АТО, в том числе всего 143 семьи погибших военнослужащих. В служебных квартирах и общежитиях сейчас проживают более 12 тыс. семей военнослужащих.
«Для решения вопроса об обеспечении военнослужащих-контрактников жильем на территориях военных городков по всей стране (21 область) строится 184 казармы улучшенного планирования. В них планируется разместить порядка 23 тыс. контрактников», - сообщили в Минобороны.
В условиях отсутствия необходимого количества служебного жилья отдельным категориям военнослужащих предусмотрена выплата денежной компенсации за наем жилья. Сейчас компенсацию получают 14 тыс. военнослужащих. В зависимости от региона и состава семьи, она в среднем составляет 2,9 тыс. грн в месяц, о чем рассказали в пресс-службе.
Где брать деньги, неизвестно
Судя по всему, повысить расходы на оборону и материальное обеспечение военнослужащих более чем необходимо, но четкого понимания, где найти на это деньги, пока нет, сказал Иван Винник. По состоянию на вчера не было и консолидированной позиции президентской фракции БПП в парламенте по этому вопросу. Возможно, о ней станет известно в ближайшие дни – по крайней мере ожидалось, что вопрос бюджета будет рассмотрен на заседании фракции, которое состоялось вчера.
«Если комментировать проект, который проходил межведомственное согласование внутри правительства, то действительно есть проблема, связанная с тем, что мы не видели в полном объеме статей, которые необходимы для обеспечения деятельности ВСУ и Минобороны, в частности для повышения денежного обеспечения украинских воинов. Речь идет о дефиците как минимум в 20 млрд грн», - сказал Винник.
Если намерение повысить зарплаты военным серьезно, то очевидно, что представителям власти придется сокращать другие статьи расходов. Так, уже вчера появились сообщения о том, что в 2019 году не будет повышаться зарплата госслужащим. Какие же еще источники будут найдены, а также какие статьи расходов будут оптимизированы, станет ясно уже во время обсуждения проекта бюджета в сессионном зале.