Как «возрождаются» империи: зачем Венгрия предоставляет свое гражданство диаспоре
Скандал вокруг выдачи Венгрией своих паспортов жителям Закарпатской области Украины, в т. ч. представителям местных органов власти, дает еще один повод рассмотреть политику Будапешта в контексте его участия в реализации интересов Москвы.
Тем более, что действия Венгрии в полной мере копируют действия России во всех возможных проявлениях, разве что пока без применения военной силы против Украины…
В частности, это касается практики создания Россией предлогов для вмешательства во внутренние дела других стран под видом «защиты соотечественников» на их территории. Ведь именно для этого Россия и раздает свои паспорта всем желающим, а в ряде случаев и насильственно навязывает их, как в Крыму. Для этого она использует русскую диаспору в странах бывшего СССР, возникшую там вследствие целенаправленного переселения еще со времен Российской империи. А после распада Советского Союза в большинстве своем переселенцы остались в воссозданных на его месте независимых государствах.
Невенгерские венгры
Такие же приемы использует и нынешнее венгерское руководство, стремящееся укрепить свои позиции в стране путем реализации различного рода национал-имперских идей. При этом Будапешт делает ставку на наследие Австро-Венгерской империи в виде венгерской диаспоры в соседних странах. А она, эта диаспора, не такая уже и маленькая, что стало следствием исторических событий Первой и Второй мировых войн.
В частности, согласно Трианонскому мирному договору, подписанному в 1920 году странами-победительницами в Первой мировой войне и проигравшей Венгрией (как одной из правопреемниц Австро-Венгрии), она лишилась около двух третей своих земель. Но, как говорится, «урок не пошел впрок». Во Второй мировой войне Венгрия опять примкнула не к той стороне, из-за чего снова потеряла территорию. Хотя в этом случае справедливо было бы вести разговор не о потерях Венгрии, а о восстановлении исторической справедливости в отношении ее соседей, в т. ч. и Украины.
Так или иначе, но на сегодняшний день венгерская диаспора в соседних с Венгрией странах составляет: в Румынии — около 1,2 млн человек, в Словакии — 460 тыс., в Сербии — 250 тыс., в Украине — 150 тыс., в Австрии — 55 тыс., в Хорватии — 14 тыс. и 6 тыс. — в Словении. Еще более 2,5 млн этнических венгров покинули свою страну в поисках лучшей жизни. Из них в США обитают 1,56 млн человек, в Канаде — 315 тыс., в Израиле — 200 тыс., во Франции — до 200 тыс., в Германии — 120 тыс., в Бразилии — 80 тыс., в России — 76 тыс., в Великобритании — 52 тыс.
Все это дает возможность Будапешту реализовать достаточно простую схему для удовлетворения своих внешнеполитических амбиций, а именно: раздавать венгерские паспорта «соотечественникам» за рубежом, требовать автономии для районов их компактного проживания, а в дальнейшем — реализовывать там венгерские интересы путем продвижения своих ставленников в местные советы, муниципалитеты и другие государственные органы.
Таким образом, создаются условия для выдвижения, а при удобном случае, и реализации Венгрией своих территориальных претензий к соседям по региону. А поддерживать такие претензии на мировом уровне должно сформированное венгерское лобби в США, Европе и России.
В соответствии с такими подходами Будапешт создал и механизмы практического воплощения своих планов. Такие, как система упрощенного предоставления гражданства Венгрии членам венгерской диаспоры за рубежом. Эта возможность закреплена в конституции страны, а также других законодательных актах. Кроме того, сформирована сеть государственных органов, решающих все практические вопросы, связанные с выдачей венгерских паспортов. Так, на сегодняшний день заявления от зарубежных венгров на получение венгерского гражданства принимают около 870 учреждений в самой Венгрии и не менее 70 зарубежных представительств в других странах.
А после массовой раздачи паспортов наступает очередь местных венгерских партий, которые при соответствующей поддержке Будапешта требуют предоставления автономии районам компактного проживания венгров. И еще, стремясь легитимизировать свои действия на международной арене, Венгрия инициировала в ЕС вопрос принятия пакета «неоспоримых прав национальных меньшинств в Европе», который должен гарантироваться Европейским Союзом.
Опыт в Трансильвании
Подобную схему Венгрия уже практически реализовала в районе компактного проживания венгров в румынской Трансильвании. Именно там после развала Австро-Венгрии и возникла самая большая венгерская диаспора «ближнего зарубежья» Венгрии, а именно — около 700 тыс. человек. Большинство из них относятся к древнему венгерскому субэтносу — секеям, имеющим немало языковых и культурных особенностей, отличающих их от истинных венгров, однако в Венгрии их упорно причисляют к соотечественникам.
После Второй мировой войны (в период социалистического строительства в Румынии) им даже предоставили автономию, которая существовала в период 1952–1968 годов в виде так называемого Секейского края, а затем Муреш-Венгерской автономной области. В конце 1960-х годов румынский диктатор Н. Чаушеску ликвидировал эту венгерскую автономию. Но проблема-то осталась и напомнила о себе сразу же после распада социалистического блока и падения тоталитарных режимов в странах Центрально-Восточной Европы.
Так, уже в октябре 1992 года лидеры венгерской общины в Румынии приняли «Декларацию Клуж-Напока», которой провозглашали планы восстановления автономии венгров в Трансильвании. Именно с этого момента и началось активное движение румынских венгров за фактическое отделение Трансильвании от Румынии, которое последовательно поддерживается Будапештом. С начала 2000-х годов это движение приобрело активный характер.
В частности, под руководством Национального совета секеев было проведено несколько опросов общественного мнения и референдумов об автономии Трансильвании. На основе этого автономия провозглашалась депутатами местных собраний, а трансильванский вопрос выносился на обсуждение румынского парламента. Несмотря на то, что все эти решения Бухарест отменил, он все же вынужден был предоставить максимально широкие права венгерской диаспоре в Румынии. Такие, как право на двойное гражданство, обучение на родном языке на всех уровнях, парламентское представительство в обеих палатах, а также официальный статус венгерского языка в регионах компактного проживания.
Однако это не удовлетворило ни лидеров «румынских» венгров, ни, очевидно, Будапешт. Воспользовавшись готовностью Бухареста идти на уступки, они выдвинули новые требования, уже фактически о территориальной автономии районов компактного проживания венгерской диаспоры в Румынии. В частности, об этом было прямо сказано в совместном заявлении Демократического союза венгров Румынии (имеет представительство в румынском парламенте), Венгерского гражданского союза и Венгерской народной партии Трансильвании в январе 2018 года.
Сербия, Словакия и Украина
Такую же политику Будапешт проводит и в отношении Сербии, Словакии и Украины. Что касается Сербии, то там Венгрия пытается использовать в своих целях неурегулированность проблем с гражданством в стране после распада Югославии. Определенным сдерживающим фактором для Венгрии на других направлениях являются сложности в получении двойного гражданства в Словакии и отсутствие такой законной возможности в Украине. Тем не менее, Венгрия упорно пытается реализовать свои планы, в т. ч. путем выдачи венгерских паспортов в обход словацкого и украинского законодательств, а также распространения т. н. «венгерских удостоверений личности» — специальных документов, изготовленных Будапештом для заграничных соотечественников.
И еще один интересный момент, подтверждающий наличие тесных связей между Венгрией и Россией. В обмен на инвестиции в Венгрию, вид на жительство в стране без проблем получают российские политики, бизнесмены, руководители госкомпаний, а также их родственники. Вопреки антизападной риторике российских властей, всевозможным санкциям и контрсанкциям, вид на жительство иностранного государства все более привлекает российскую элиту. В основном из-за возможности в любой момент покинуть Россию в интересах личной безопасности. По данным совместного расследования российской «Новой газеты» и венгерского центра журналистских расследований Direkt36, виды на жительство в Венгрии получили даже сын директора Службы внешней разведки России А. Нарышкин, а также его жена и две дочери.
Что делать Украине?
Все это позволяет сделать несколько важных выводов для Украины, которые могут использоваться в качестве рекомендаций для ее дальнейших действий на венгерском направлении.
Во-первых, политика Венгрии в отношении венгерских меньшинств в соседних странах имеет системный государственный характер и является частью стратегии ее национального развития, а также становления на международной арене в условиях нового многополярного мира. Поэтому Будапешт никогда не откажется от нее, что Россия и в дальнейшем будет использоваться в своих целях.
Во-вторых, попытки Будапешта реализовать свои интересы с помощью венгерской диаспоры в соседних странах путем фактического провоцирования сепаратизма на их территории создает для таких стран общую проблему, что требует и ее коллективного решения. В свою очередь, это дает возможность Украине, Румынии, Словакии, а в определенной мере и Сербии объединить усилия для отстаивания своих интересов. В том числе, и с помощью механизмов НАТО и ЕС, членами которых является Венгрия.
В-третьих, несмотря на все негативные последствия национальной политики Будапешта, как для Украины, так и для других стран, их ответные действия ни в коей мере не должны спровоцировать конфликт с Венгрией. Так как подобный конфликт лишь подорвет единство НАТО и ЕС, а также создаст дополнительные препятствия на пути европейской и евроатлантической интеграции Украины. А это играет исключительно на руку Москве. В то же время Украина не может не реагировать на попытки Венгрии создать сепаратистский анклав в Закарпатье, поскольку это противоречит украинским национальным интересам.
В целом приведенные обстоятельства требуют от Украины взвешенных и хорошо просчитанных шагов в отношении Венгрии и ее действий в Закарпатской области. И, разумеется, с привлечением западных и мировых институций для разрешения возникающих проблем.
Иван Сичень, военный и политический эксперт