Киев–Варшава: следующий год принесет еще больше вызовов
Самый первый маркер отношений в 2019 году – решение КС Польши относительно «украинской» поправки в закон об ИНП
Уходящий год в украинско-польских отношениях можно назвать годом выжидания, годом фактического замораживания непосредственных контактов на высшем уровне, и утраченных надежд, в первую очередь в плоскости сложной истории. Но несмотря на то, это был также год активной поддержки Варшавой позиции Киева на международной арене в контексте российской агрессии, санкций против России или противодействия «Северному потоку-2».
2019 год может быть годом значительных вызовов в польско-украинских отношениях. И только от политической элиты и активной части общества будет зависеть, не станет ли он хуже нынешнего.
Прошлое и дальше делить
О том, что отношения на высшем уровне между Украиной и Польшей не выглядят лучшим образом, свидетельствует хотя бы сухая статистика. В течение 2018 года не состоялось ни одного визита в Киева или Варшаву на уровне президентов, премьер-министров или председателей парламентов. Президенты встречались или на международных собраниях, например, в Вильнюсе, Мюнхене или Брюсселе, или разговаривали по телефону.
На уровне глав правительств это сотрудничество было еще скромнее: Гройсман и Моравецкий за год провели только один телефонный разговор. Не виделся в этом году также председатель Верховной Рады Парубий с маршалками Сейма и Сената Кухцинским и Карчевским. Правда, более интенсивным было сотрудничество на чуть более низком уровне – вице-премьеров, вице-спикеров или глав МИД. Но согласимся, контакты на высшем уровне никто не отменял. Их отсутствие является сигналом: отношения однозначно не идеальные.
Президенты Порошенко и Дуда все же могли встретиться в этом году в Украине или Польше по случаю очередной годовщины Волынской трагедии, которая прошла в июле. Но польская сторона не откликнулась на инициативу украинской: президент Польши самостоятельно посетил места памяти поляков на Волыни, тем временем его украинский коллега находился в нескольких километрах далее, с польской стороны границы. История делит, и именно она является причиной низкого уровня сотрудничества между обеими столицами. После резкого обострения в двусторонних отношениях в исторической плоскости, произошедшего в апреле 2017 года в результате разрушения украинского места памяти в Грушовичах под Перемышлем, ситуация с тех пор не изменилась. Варшава настаивает на необходимости восстановления польских эксгумаций жертв в Украине, Киев хочет хотя бы символических жестов в виде восстановления хотя бы одного из нескольких украинских мест памяти, уничтоженных неустановленными по сей день вандалами в течение 2014-2016 годов.
2018 год не принес решения этих проблем, а, наоборот, отяготил их дополнительными. В частности, в начале года в Польше были приняты изменения в закон об институте национальной памяти, которыми, между тем, введено наказание за преступления украинских националистов против граждан Польши на протяжении 1925-1950 годов. Правда, практически сразу президент Польши обратился к Конституционному суду страны с просьбой оценить конституционность положений этого закона. В суде рассмотрение этого дела несколько раз переносилось. Ожидается, что 17 января суд все же примет решение по делу «украинской» поправки в закон об ИНП Польши.
Кроме того, проблема неожиданно возникла вокруг личности председателя Украинского общества в Люблине Григория Куприяновича. После его публичной речи в июле в Сагрине (украинское село, уничтоженное польским подпольем в 1944 году) люблинский воевода Пшемыслав Чарнек, который является представителем центральной власти в регионе, подал на этнического украинца в прокуратуру за оскорбление польского народа. На днях прокуратура официально закрыла дело против Куприяновича, не найдя в его словах состава преступления. Однако, как отмечает сам Куприянович, осадок и опасения высказывать свое мнение среди местных украинцев в Польше остались.
Нельзя обойти вниманием и проблему скульптур каменных львов на Лычаковском кладбище во Львове, к которым в последнее время приковывается внимание, особенно со стороны «патриотически настроенной» польской молодежи. Несколько раз на кладбище зажигались файеры и были попытки сорвать фанерные плиты, которыми закрыты эти львы. Во Львове давно ведется дискуссия о том, должны ли быть львы на Лычакове и законно ли польская сторона вернула их на это место в декабре 2015 года.
Риски настоящего объединяют
К счастью, не только на историческую проблематику опираются отношения между странами. Общую границу протяженностью более 500 километров и глубокие межличностные контакты, в частности фактор значительной трудовой миграции в Польшу, тоже в значительной степени формировали в этом году повестку дня двусторонних отношений. Границу пока тоже сложно отнести к активу польско-украинских отношений. Длинные очереди на автомобильных пунктах пропуска являются многолетней проблемой, которая лишь усиливается. Кажется, что обе стороны это понимают, но пока не видно реальных действий в направлении ее решения. Возможно, ситуация начнет меняться в последующие годы, когда начнут строиться новые пункты пропуска и модернизироваться уже существующие. Однако, это точно не перспектива ближайшего года.
Фактор украинской трудовой миграции в Польшу, которая резко возросла за последние несколько лет, заставляет реагировать как Киев, так и Варшаву и координировать между столицами определенные шаги. Польша будет пытаться в следующем году принять новое миграционное законодательство. Пока рано оценивать, каким оно будет в окончательном виде. Но можно предположить, что оно будет направляться на дальнейшую либерализацию рынка труда для иностранцев из-за пределов ЕС, среди которых значительное большинство – украинцы, и приостановку возможного оттока иностранной рабочей силы далее на Запад.
В свою очередь, с увеличением количества украинцев в Польше резко повысился спрос на удовлетворение их потребностей как культурных, так и вполне приземленных – необходимости изготовления или получения разного рода документов. Поэтому назрела необходимость расширения сети украинских консульских учреждений в Польше. Уже принято решение об открытии пятого генконсульства Украины – во Вроцлаве, которое должно заработать в 2020 году. Кроме того, и далее будет расширяться сеть почетных консульств Украины в Польше, которые часто выполняют роль культурно-рекламных центров Украины в РП.
Также актуален вопрос создания в Польше Украинского института, который бы координировал и помогал в организации различных культурных мероприятий – концертов, фестивалей, выставок. Есть ожидания, что такой украинский центр будет создан уже в ближайшее время. В любом случае, помещение под него в Варшаве есть, необходимо только провести в нем капитальный ремонт.
Настоящим лучом света в украинско-польских отношениях в этом году была поддержка Варшавой Киева в вопросе российской агрессии. Польша на всех возможных уровнях – заседаниях Совбеза ООН, где она в 2018-2019 годах является непостоянным членом, форумах ЕС, НАТО и ОБСЕ обращает внимание на нарушения Россией территориальной целостности Украины. Без сомнения, именно решительная позиция Варшавы во многих случаях способствовала принятию более конкретных определений в различных резолюциях. Понятно, что Варшава это делает из вполне прагматических соображений – действия России являются угрозой для всего региона, также и для Польши. Тем не менее, Варшава настоящий союзник Киева в этом вопросе, и вряд ли это изменится.
Позитивным для Украины в этом году можно считать также экономическое сотрудничество, учитывая, что украинский экспорт в Польшу и страны ЕС растет. Несмотря на то, что украинские и польские производители сельхозпродукции зачастую являются прямыми конкурентами на европейском рынке, есть все же надежда, что эта конкуренция будет находиться в цивилизованных рамках и Варшава не будет пытаться административными рычагами противодействовать здоровой конкуренции на рынках ЕС.
Также очень положительно сотрудничество в военной и военно-технической сферах. Украина и Польша вместе проводят много международных учений, в том числе и под эгидой НАТО, польские военные инструкторы на полигонах обучают украинских военнослужащих и помогают реформировать украинскую армию. Эталоном тесного сотрудничества в военной сфере является функционирование Польско-литовско-украинской бригады Литполукрбриг, которую сейчас на ротационной основе возглавил украинец, полковник Дмитрий Братишко. Украина и Польша также развивают ряд проектов в сфере оборонно-промышленного комплекса. Поэтому есть небезосновательные ожидания, что таким же плодотворным это сотрудничество будет и в 2019 году.
Будущее настораживает
Тем не менее, в украинско-польских отношениях следующий год может быть более сложным, чем 2018-й. Он может принести ряд новых вызовов.
Во-первых, речь идет о выборах, которых в следующем году будет аж четыре на обе страны. Весенние выборы в Европарламент и осенние парламентские – в Польше и президентские и парламентские – в Украине могут активизировать определенные радикальные силы по обе стороны границы. Некоторые движения и партии могут попытаться разыграть «патриотическую карту», чтобы получить перед выборами дополнительные очки у местного электората. Можно не сомневаться, что помогать им в этом постарается Россия – в разных формах и под разным соусом. Остается надеяться, что у главных политических игроков, как в Украине так и в Польше, хватит здравого смысла распознать опасность и не втягиваться в сомнительные аферы с негативным конечным эффектом.
Во-вторых, речь идет о ротации на постах послов в Украине и Польше. Хотя послы и не формируют политику государства, но никто не будет спорить с тем, что очень много зависит от того, какое конкретно лицо представляет страну в той или иной столице.
2019-й является годом плановой ротации для посла Украины в Польше Андрея Дещицы. Пока неизвестно, кто его заменит на этом посту.
В то же время, недавно стало известно и о неожиданной, внеплановой ротации на посту посла Польши в Украине: Яна Пекло, который был послом в Украине только чуть больше двух лет, должен заменить действующий заместитель главы МИД РП Бартош Цихоцкий, который отвечает за восточную политику и политику безопасности. Несмотря на заверения Варшавы, что таким образом повышается ранг двусторонних отношений и в целом смена должно принести положительные эффекты, такая спешка, как и сама кандидатура нового посла, заставляют задуматься: не планирует ли случайно Польша изменения своей политики в отношении Украины.
Заместитель главы МИД Польши Цихоцкий, в отличие от Пекло, известный своей более жесткой позицией в отношении Украины, в частности, в исторических вопросах. Об этом свидетельствуют его многочисленные комментарии и интервью в СМИ, а также посты в соцсетях. Возможно, в Варшаве решили, что посол Пекло был слишком мягким в защите польских интересов в Киеве, поэтому есть необходимость направить политического игрока, который будет более решительно отстаивать интересы Польши.
Собственно, эта рокировка вписывается также в парадигму начала избирательных кампаний в Украине и Польше. Для действующей польской власти победа на украинском направлении может быть необходима в рамках внутриполитической борьбы накануне выборов.
Однако эти расчеты могут привести и к противоположному эффекту. Они уже принесли свои неожиданные результаты. В защиту Пекло неожиданно выступили многие польские эксперты и журналисты, которым украинская тематика близка. Петицию к президенту Польши с просьбой оставить действующего посла на своем посту подписало уже более 200 человек. Сам по себе сбор подписей по такому поводу - беспрецедентное явление, которое уже получило резонанс как в Польше, так и в Украине.
Естественно, что официальная Варшава вряд ли отменит свое решение. Однако подготовленную атмосферу вокруг смены посла вряд ли можно назвать комфортной, в первую очередь для Цихоцкого. Возможно, у будущего посла наступит определенная рефлексия по этому поводу и он постарается показать, что не жестче своего предшественника. Остается ждать первых шагов нового польского посла в Украине, а также украинского в Польше, назначение которого, очевидно, состоится уже после президентских выборов в Украине.
Первым маркером того, как будут выглядеть украинско-польские отношения в 2019 году, будет решение Конституционного суда РП 17 января в вопросе «украинской» поправки в закон об ИНП. Если КС признает, что положение надо изменить или отменить, то это будет позитивным сигналом для дальнейших польско-украинских отношений. Возможно, это разблокирует и контакты на высшем уровне. В случае, если суд признает их такими, что полностью соответствуют законодательству страны, то это будет означать, что Варшава пока не готова на дальнейшие шаги в направлении примирения в исторической плоскости.
Чтобы убедиться, какой из векторов развития отношений в этом году победит, осталось подождать чуть больше двух недель.
Юрий Банахевич