Кирилл снова ошибся. Добровольная отставка Онуфрия - дело времени
Зуб за зуб. Синод за Синод
Глава Русской православной церкви патриарх Кирилл в четверг, 17 октября, провел чрезвычайное заседание Синода церкви относительно вечного для себя и Москвы «украинского вопроса». Это была поспешная реакция на признание Православной Церкви Украины со стороны Элладской церкви, чуть раньше - 12 октября - признала право нашей церкви на автокефалию.
На этот раз российские иерархи рубить с плеча не стали. Идти в еще больший раскол и полностью разрывать общение со всей греческой Церковью - тоже. Отметив, что «всеправославное единство» снова в опасности, Синод РПЦ принял решение уполномочить патриарха Московского Кирилла прекратить поминовение имени Предстоятеля Элладской церкви в диптихах, если тот начнет во время богослужений поминать главу ПЦУ Митрополита Киевского и всея Украины Епифания. Который, как известно, для Кирилла и РПЦ является руководителем одной из «украинских раскольничьих группировок».
Миф о пожизненной зависимости Киева от Москвы разрушен
Заместитель главы Управления внешних церковных связей ПЦУ Архиепископ Евстратий, который сейчас находится в составе делегации ПЦУ во главе с предстоятелем с визитом в США сообщил: «Решение синода РПЦ более или менее ожидаемо. Эта церковь продолжает идти по пути самоизоляции и попыток запугивания других поместных церквей. Однако как и до сих пор, такая стратегия будет безуспешной».
Для митрополита ПЦУ Александра (Драбинко) решение синода РПЦ стало половинчатым и не столь категоричным, как могло бы быть в этой ситуации, а резолюция Синода РПЦ стала очередной «последовательной непоследовательностью со стороны руководства Московской патриархии. Ведь автокефалия нашей церкви уже состоялась и по своей имперской природе РПЦ вынуждена была принимать какие-то соответствующие решения. Другими эти формулировки и не могли быть. Похоже, что этот синод будто откладывает полный разрыв евхаристического общения с Элладской православной церковью в лице ее предстоятеля». Иерарх ПЦУ уверен, что если Синод уполномочил предстоятеля русской церкви прекратить поминать предстоятеля греческой церкви, то в ближайшее время так оно и произойдет.
Религиовед, доктор философских наук Юрий Черноморец не видит больших угроз от того, что скоро придет тот день, когда патриарх Кирилл перестанет во время богослужений поминать главного иерарха древней Эллады. Ведь подобное «непоминання» станет лишь продолжением дерзкой политики РПЦ и противопоставления себя всему мировому православию: «Ты не поехал на Всеправославный собор на Крите в 2016 году, ты против решения Вселенского патриарха Варфоломея по Украине и т.д. А вот греки своими последними решениями как раз очень четко сказали россиянам: нельзя уходить от семьи православных церквей. Глава ПЦУ Митрополит Епифаний начал поминать патриарха Кирилла фактически сразу после избрания предстоятелем».
Важно, что на этот раз синод РПЦ воздержался от абсолютно радикальных действий по отношению к Элладской церкви. В отличие от минского Синода 15 октября 2018 года. Тогда результатом такого же срочного заседания синода РПЦ стало заявление митрополита Волоколамского Илариона о полном разрыве евхаристического общения РПЦ с Константинопольским патриархатом.
На такое жесткое решение русскую церковь тогда вдохновили несколько решений Вселенского патриарха Варфоломея в отношении Украины: Восстановление в сане патриарха Филарета (главы УПЦ КП) и митрополита Макария (главы УАПЦ). Но больше всего поколебало фундамент русской церкви решение Вселенского патриарха отменить акт 1686, который, как утверждают в РПЦ, якобы навсегда подчинял Киевскую митрополию Москве. А это - фактически тот цемент, на котором российская Церковь построила весь свой миф о пожизненной зависимость Киева от Москвы.
Поэтому и бросается в глаза попытка российских церковных идеологов отметить, что далеко не все греческие иерархи поддержали 12 октября решение своей церкви признать нашу, украинскую церковь. Одним словом, синод РПЦ не верит, что епископы Элладской церкви признали ПЦУ большинством голосов.
Сегодня, когда ситуация для РПЦ стала еще более угрожающей, радикальных заявлений о полном разрыве, как в случае с Константинопольским патриархатом, не прозвучало. Вероятно, у русских иерархов стало приходить понимание бесперспективности политики самоизоляции и раскола. Но и не ответить грекам они не могли.
Юрий Черноморец отмечает, что признание ПЦУ греками для россиян стало огромным ударом: «Православная церковь Эллады собирается и очень жестко заявляет: в результате изучения всех документов мы говорим о том, что Киевская митрополия действительно является канонической территорией Вселенского патриарха. Это решение поставило россиян в очень неудобное положение. Теперь получается, что если митрополит Онуфрий и все его 95 епископов на территории Украины не хотят подчиняться Вселенскому патриарху и не желают входить в ПЦУ, то все они автоматически становятся раскольниками, схизматиками. Именно поэтому россияне пытаются смазать впечатление от этого категорического решения греков, которое просто выбивает все карты из рук Московского Патриархата. Им больше нечем крыть».
Нет сомнения, что признание ПЦУ греческой церковью ускорит пробуждение сознания и тех епископов и священников, которые продолжают находиться в единстве с Московским патриархатом и так неистово отказываются выполнять нормы уже покрытая пылью закона, предусматривающий переименование УПЦ МП на Русскую православную церковь в Украине.
Кроме того, еще одним достижением последних дней для Украины стала очередная неудача патриарха Кирилла. Его позиции в очередной раз пошатнулись из-за того, что он не смог обеспечить своему патрону - хозяину Кремля - нужный результат на церковных фронтах войны за «русский мир».
Директор Центра религиозной безопасности Дмитрий Горевой говорит, что РПЦ сейчас оказалась в очень сложной ситуации. Они наконец осознали, что политика разрыва евхаристических отношений с поместными церквями не дает результатов. Ведь Константинополь несмотря на давление не отказался от признания ПЦУ и очевидно, что не собирается этого делать. По словам религиоведа, «Константинополь удачно использовал эту тематику, дав понять всему миру, что именно русская церковь использует святое Причастие, евхаристию как инструмент политической борьбы. То есть Фанар на уровне такой православной риторики обратил политику РПЦ в свою пользу. И в Москве это поняли. Осознали, что ничего не добились. Но одновременно они поняли, что радикальный метод полного разрыва отношений тоже не работает, а пойти на очередное обострение - значит выбросить последний свой козырь».
Возможно подобный дискомфорт от ситуации, испытывают и в Киево-Печерской лавре. Ведь заместитель председателя отдела внешних церковных связей так называемой УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич накануне внеочередного Архиерейского собора Элладской православной церкви по украинскому вопросу заявил: мы, как церковь, сделали все, что могли ... все остальное - воля Божья.
И воля Божья таки оказалась на стороне Украины. И во время объединительного собора в Святой Софии, и при получении Томоса об автокефалии, и на недавнем синоде греческой церкви. Его решение, по словам представителя ПЦУ архиепископа Евстратия (Зори) будут иметь огромную перспективу и стимул для следующих признаний: «Элладская Церковь стала первой, которая последовала решению Вселенского патриархата и тем самым подала пример и прецедент для других Церквей, особенно греческой традиции, который будет использован для последующего признания. Также следует отметить, что между этими последними есть значительно более глубокий уровень взаимных связей, чем обычно это можно видеть между автокефальными церквями. И это тоже в пользу ускорения признания ПЦУ».
Митрополит ПЦУ Александр Драбинко объясняет значение нынешних церковных процессов на примере межгосударственных отношений: «То, что произошло в декабре прошлого года в Софии Киевской и дарования Томоса - фактически уже было признанием нашей церкви. Можно провести аналогию с провозглашением нашей государственной независимости. Все остальные события - такие, как признание со стороны Элладской церкви и ожидаемые признания другими поместными церквями, которые выражаются в совместном евхаристическом общении - это так же, как процесс установления дипломатических отношений между государствами, признали независимость друг друга».
Кто предстоятель, а кто раскольник? роли поменялись
Эксперты-религиоведы отмечают: самое главное событие, которое произошло на синоде Элладской православной церкви, - это то, что, с точки зрения греков, наша церковь состоялась окончательно и у них уже нет сомнений в том, что именно митрополит Епифаний является предстоятелем всех православных украинцев, что именно ПЦУ является единственной законной православной церковью в Украине.
Не менее важно - греки показывают пример другим автокефальным православным церквям, что не стоит долго затягивать с признанием ПЦУ. Юрий Черноморец уверен, что после греческого Синода поместные православные церкви начнут больше влиять на то, чтобы церковная (а соответственно - и политика безопасности) ситуация в Украине нормализовалась. В частности, эксперт предполагает изменение тона общения, прекращение агрессивной риторики Московского патриархата о якобы «захвате храмов», поддержки «церковного крепостничества». Это в конечном итоге может привести к переговорам, следствием которых станет добровольная отставка митрополита Онуфрия. Как результат - ситуация в украинском православии перестанет быть горячей точкой.
Касательно последующих признаний, то эксперты не берутся прогнозировать, какая именно православная церковь признает ПЦУ вслед за греками. Это может быть Грузинская церковь, которая также находится под сумасшедшим давлением Москвы. Но в этом вопросе многое будет зависеть от Вселенского патриарха и от самой ПЦУ. От того, насколько наша молодая церковь и в дальнейшем будет позиционировать себя в мире, как открытая церковь, церковь для всех украинцев, церковь любви, и что не играет ни на каких противостояниях. Все это ускорит процесс признания ее другими поместными церквями.
Руслан Поліщук, для «Главкома»