Матроскин, коррупция и продажные СМИ: о чём Успенский написал в книге про альтернативную историю Простоквашино
Краткий пересказ произведения, которое просят читать вместе с родителями.
14 августа умер писатель и сценарист Эдуард Успенский. Его истории о деревне Простоквашино воспринимаются многими как пример детских произведений. Но некоторые рассказы, менее известные и со всё теми же персонажами не освобождены от политики и подходят для более взрослой аудитории.
Редактор издания TJ нашёл у себя дома сохранившуюся с детства книжку Успенского «Новые порядки в Простоквашино», выпущенную издательством «Мир ребёнка» в 1997 году. Эта книга не похожа на «Зиму» или «Каникулы» в той же деревне. Обложка с вооружёнными Матроскиным, Шариком и почтальоном Печкиным, а также предисловие задают определённый настрой.
«Дорогие ребята, эту книгу лучше всего читать вместе с родителями, потому что в ней встречается много непривычных ситуаций из современной жизни. Если вам что-то будет непонятно — папы и мамы вам объяснят. Эта книжка очень ироничная и с большой дозой сарказма», - говорится в предисловии к «Новым порядкам в Простоквашино».
В каждой из 13 глав этой книги поднимаются остросоциальные проблемы вроде коррупции среди чиновников и полицейских, пропаганды в СМИ и проблемах при ведении бизнеса в России. Есть аллегории на бессмысленные законы, войну в Чечне и даже скандал вокруг «коробки из-под ксерокса». Большинство глав в той или иной мере остаются актуальными и сегодня. Издание TJ кратко пересказывает некоторые эпизоды, прикладывая иллюстрации Сергея Григорьева.
«Инспектор Люськин» — о бюрократии
В Простоквашино открыли пост ГАИ, поскольку в городе появился малый бизнес в виде палаток, и «хоть народ вокруг сильно обеднел, легковых автомашин на селе больше стало».
Летом Мама Дяди Фёдора предложила забрать в Простоквашино старый диван. Матроскин придумал поставить его домой, а нынешний, ещё более старый, отдать посетителям почты. И если диван для почты Матроскин с почтальоном Печкиным доставили успешно, то во время перевозки второго их остановил инспектор Люськин. В итоге сотрудник ГАИ запретил им заниматься «частными перевозками» без лицензии или уплаты пошлины, забрав диван. Через несколько месяцев, зимой, Люськин попросил Матроскина на тракторе забрать его с поста до Простоквашино — но кот отказался, объяснив, что у него лет лицензии на «частный извоз».
«Коробка с долларами» — о коррупции
Почтальон Печкин «связался не с теми людьми», разбогател, после чего стал подозреваться в «продаже секретов» и прослушке жителей Простоквашино. Однажды, когда он вышел из здания сельсовета с коробкой, его задержали полицейские в зелёной форме. Печкин соврал, что в коробке гуталин и зубная паста, но выяснилось, что там лежат доллары. Во время допроса в здание зашли полицейские в синей форме и обвинили «зелёных» в том, что они сами подбросили валюту. Конфликт силовиков закончился тем, что доллары арестовали, а почтальона, отмывавшего деньги для администрации, отпустили под подписку о невыезде.
Следователи так и не смогли узнать, откуда у Печкина доллары.
— Неужели это так трудно? – спросил Шарик у Матроскина.
— Невозможно, — ответил Матроскин. — Вон из нашей думы Государственной два каких-то типа полмиллиона долларов в коробке вынесли. Несунов схватили как миленьких, а что толку? Полгода прокуратура работала. А так ничего и не выяснили.
«Вперёд на Простоквашино» и «Как в деревне Простоквашино десантников в плен сдавали» — о войне в Чечне
Печкин приватизировал почту, вручив себе единственную акцию и подняв цены в пять раз. Он привел в пример, что «премьер-министр весь газ страны приватизировал, его заместитель — ВАЗ» (отсылки к Виктору Черномырдину и Владимиру Каданникову). Матроскин выступил против, собрал жителей Простоквашино и избил почтальона. Печкин в ответ пожаловался министру, после чего в деревне высадилась десантная бригада, а местная газета назвала Матроскина и Шарика «сепаратистами» и участниками «незаконных бандформирований, расстрелявших всех старейших почтальонов». Кот и пёс устроили войну, приобретя оружие (включая ГРАД и БТР) — но не у десантников Печкина, а у «соседних».
С тех пор как в Простоквашино войска ввели для наведения конституционного порядка, жизнь полевых командиров Матроскина и Шарика с каждым днём всё больше осложнялась. [...]
Командование про них забыло. Высадить-то их высадили, а про армейское обеспечение не вспомнили. Их было жалко, потому что несколько дней их никто не кормил.
«В Простоквашино открывают стекольный завод» — о малом бизнесе в России
В лесу возле Простоквашино так часто бросали бутылки, что Матроскин решил открыть стеклоплавильный завод. Бизнес по продаже посуды успешно развивался, пока не приехала налоговая инспекция. Чиновники потребовали купить лицензию, заплатить НДС, налог с оборота (потому что предполагаемую прибыль Шарик не знал), экологический налог, налог на дороги, а также отправить отчисления в пенсионный фонд. Инспекторы сказали, что это лишь на несколько месяцев, после чего «поступят новые указы и будет общий пересчёт». В итоге Матроскин счёл производство невыгодным, закрылся и решил выращивать картошку для себя.
«Как в Простоквашино формировался казачий полк» — о причинах создавать такие организации
Шарик прочитал в газете «Московский балаболец», что сейчас «больше всех у нас в стране уважают» казаков, и предложил создать казачий полк в «станице Простоквашинской».
— Да зачем? — спрашивает Печкин.
— Да затем, — кричит Шарик, — что можно вооружиться и с мафией бороться. Можно начальство учить уму-разуму. Можно милиционера Люськина с позором из деревни выгнать. Можно налогового инспектора Кукушкина на площади выпороть.
В итоге Матроскин выступил против и не дал Печкину с Шариком организовать казачий полк: «Потому что сначала казаки — это прогрессивно, а потом всё по-другому оборачивается».
— Наш Шарик сейчас — Шарик как Шарик. А как только он нагайку в лапы возьмёт, он сразу другим сделается. Он сразу один нехороший лозунг выбросит.
— Какой нехороший?
– А такой. «Бей котов, спасай Россию» (отсылка к антисемитскому лозунгу— ред.).
«Источники информации из Простоквашино» — о приоритетах при раскрытии преступлений
Печкин прочитал чужое письмо, в котором шофёр крупного бизнесмена рассказывал о подкупе заместителей премьер-министра и убийствах банкиров. Матроскин по просьбе почтальона пожаловался инспектору Люськину, но тот вместо расследования начал искать «источник информации».
— Да при чём тут источник? – возмущается кот. — Надо бандитов искать.
— А вот этого не надо! – отвечает Люськин. — У нас на лицо вмешательство в частную жизнь, нарушение тайны переписки. Это же нарушение Конституции, а мы будем бандитов искать. Нам нельзя отвлекаться на мелочи.
Матроскин пожаловался в газету «Известия», в прокуратуру и на телевидение, но везде его только просили раскрыть источник, что якобы требуется для «наведения порядка в стране». После этого кот решил «никуда из Простоквашино нос не высовывать».
«Новый указ президента в Простоквашино» — о бессмысленных законах
В Простоквашино узнали о новом указе президента, приказавшему всем государственным служащим «быть честными». Нарушителям грозил штраф в размере месячной зарплаты. Через несколько дней президент заявил, что честность в стране «выросла на сорок процентов и растёт с каждым часом».
И видят Печкин с Матроскиным с грустью, что от этого указа президентского ничего не изменилось. Обещали подъём производства, а вокруг один спад. Обещали с преступностью покончить, а её ещё больше стало. Обещали за взятки наказывать и крупных чиновников судить, — никого не наказали, а все крупные жулики на свободе.