Одесские садики, школы и больницы запасаются «взрослыми» противогазами: зачем?

Сколько всего потратят на противогазы, неизвестно, но вряд ли меньше нескольких миллионов

Трагедия в детском лагере «Виктория» до сих пор аукается одесским чиновникам. Сотрудники ГСЧС не только проверяют учебные заведения, медицинские и рекреационные учреждения, но и заставляют их закупать различный инвентарь. И если по поводу огнетушителей, ведер для песка и сигнализации вопросов нет, то требование создавать запасы противогазов вызывает некоторое недоумение.  

Средства индивидуальной защиты сейчас приобретают, по всей видимости, все учреждения гуманитарной сферы Одессы: Prozorro переполнено объявлениями. Системы покупают самые разные — от не производящихся с 1989 года советских ГП-5 (срок хранения на складе — не больше 10 лет!) до по-прежнему выпускающихся ГП-7 и АП-7.

К примеру, коммунальное учреждение «Центр финансирования и хозяйственной деятельности заведений и учреждений системы образования Суворовского района» должно получить 363 противогаза АП-7 на сумму почти 200 тысяч гривен.

«Затем этот инвентарь распределяется по школам и садикам в зависимости от необходимого количества единиц, — сообщила директор департамента образования и науки горсовета Елена Буйневич. – Это делается во исполнение предписания ГСЧС».

По ее словам, средства индивидуальной защиты должны уметь применять как дети, так и сотрудники.

«В каждом учреждении есть лицо, ответственное за пожарную безопасность, они проходят специальные курсы ГСЧС, а затем совместно со спасателями обучают персонал. Последние такие учения были в мае этого года», — говорит чиновник.

По другим ведомствам закупки еще солиднее. Скажем, для роддома №4 купили 122 противогаза общей стоимостью 119 тысяч грн, для специализированного психоневрологического дома ребенка №3 «Солнышко» — 235 штук общей стоимостью 196 тысяч гривен, а для центральной библиотечной системы — 115 штук за 117 тысяч грн. Во всех перечисленных случаях приобретали ГП-7.

Сколько всего потратят на противогазы, неизвестно (общей цифры просто нет, поскольку закупки не осуществляются централизованно), но вряд ли меньше нескольких миллионов.

Однако главный вопрос — даже не «сколько», а «зачем».

«Начну с того, что произошедшее в «Виктории» к этим закупкам никакого отношения иметь не может, — говорит специалист по гражданской обороне Владимир Бовсуновский. — Обычные противогазы типа ГП-5 и ГП-7 даже со специальными фильтрами не могут надежно защитить человека в горящем здании. Спасатели используют изолирующие противогазы, а их, судя по всему, не закупают. Война с применением химического оружия нам тоже вроде не угрожает: мы воюем обычными средствами, и максимум что ждет Одессу — «конвенционный» ракетно-бомбовый удар. Противогазы тут не помогут, да и в случае химической войны они тоже бесполезны — большинство современных отравляющих веществ действуют через кожу. Нужны бомбоубежища и отработанная система эвакуации гражданских. В-третьих, все эти противогазы, что они закупают, — «взрослые» и не предназначены для защиты детей».

По словам эксперта, ГП-5 и ГП-7 — это «нафталин», причем в самом прямом смысле этого слова. Их не выпускают уже несколько десятков лет (ГП-7 выпускают ограниченными партиями, но спросом они пользуются разве что при «галочных» закупках), поставщики явно предлагают излишки, которые когда-то массово за копейки распродавали со складов. Это никому не нужные неликвиды, которым, по всей видимости, уже неоднократно продлевали сроки хранения.

Источник местного издания «Думская» в мэрии говорит, что противогазы — не единственное «необъяснимое» требование ГСЧС: «Они вообще по максимуму используют эту ситуацию (после «Виктории», — Ред.). Их сотрудники теперь цари и боги, чуть ли не ногой двери открывают. Требуют, чтобы все сразу было. Ну вот зачем система автоматического пожаротушения в школе? Это ведь не детский лагерь, это школа. Там никто не спит, там любое задымление сразу обнаружат. Система же стоит бешеных денег. Лучше бы проводку предписали всю проверить и поменять».