Отступать некуда. Парламент готовит закон о погашении долгов на газовом рынке

Огромные долги на газовом рынке ставят под угрозу отопительный сезон 2020/21
Коллаж Главкома

Заложники «Нафтогаза» – тепловики инициируют горячие дебаты в Верховной Раде

Грядущий отопительный сезон оказался под угрозой срыва из-за огромных долгов на газовом рынке. Сейчас их общая сумма достигла колоссальной цифры – 114 млрд грн.

Наибольшие долги – почти 70 млрд грн – у государственных и коммунальных предприятий теплоэнергетики. Логическое развитие такой ситуации - банкротство предприятий критической инфраструктуры и коллапс отрасли.

По данным «Нафтогаза Украины», на середину августа долг предприятий теплокоммунэнерго за газ только перед ним превысил 36 млрд грн. Поэтому НАК отказывается подписывать договоры на поставку газа в период отопительного сезона.

В ассоциации «Укртеплокоммунэнерго» утверждают: из 36 млрд грн – 20 млрд грн сформировались за счет того, что действующий тариф на теплые услуги не полностью покрывает стоимость их производства. Такую разницу тепловикам обязан компенсировать госбюджет, но государство задолжало по этой статье именно 20 млрд грн. Еще 9,5 млрд - это незаконно начисленные «Нафтогазом» штрафы и пени, что приводит к аресту счетов предприятий ТКЭ.

Из-за существования долговой проблемы под угрозой оказалось нормальное прохождение отопительного сезона: через заблокированные счета энергетики не могут выполнить ремонтные работы, специалисты не получают зарплат.

Решение о начале и окончании отопительного сезона принимает местный совет при условии, что среднесуточная температура воздуха в течение трех суток подряд: 1) не превышает 8 градусов по Цельсию - для начала отопительного сезона; 2) не ниже 8 градусов по Цельсию – для окончания отопительного сезона. Обычно отопительный длится с октября по апрель.

Проблему вполне понимают в правительстве и парламенте. Преодолевать долговой кризис депутаты предлагают путем списания всех долгов - соответствующий законопроект №3800-1 уже зарегистрирован в Верховной Раде, авторы документа - народные депутаты Алексей Кучеренко, Александр Корниенко и другие.

Федерация работодателей Украины вместе с Ассоциацией городов Украины и другими структурами предлагают в начале сентября провести публичные общественные слушания этого законопроекта и ускорить его рассмотрение Верховной Радой. Участники процесса подтверждают: взаимные неплатежи между всеми участниками рынка газа сейчас составляют более 114 млрд грн. По мнению отраслевых экспертов, только благодаря списанию безнадежных долгов можно будет стабилизировать работу всех предприятий ТКЭ, а также государственного Оператора газотранспортной системы (ГТС). Ведь из-за неполной уплаты тепловиками за услуги облгазов, те накапливают долги перед Оператором ГТС.

«Нафтогаз» обнародовал список должников

«Нафтогаз» в свою очередь исповедует жесткий подход: должникам – никакого газа. Отопительный сезон не за горами, а компания отказывается поставлять топливо контрагентам, которые не рассчитались за предыдущие поставки.

На своем сайте монополист обнародовал информацию о тепловиках, «долги которых ставят под угрозу своевременный старт отопительного сезона». Жители каждой области могут проверить, не входит ли местное предприятие-поставщик услуг в число должников.

(для перегляду натисніть на зображення)

Кроме того, НАК обнародовал перечень предприятий, которые не выполняют договоры о реструктуризации задолженности, заключенные с «Нафтогазом» во исполнение Закона от 2016 года № 1730 «О мерах, направленных на урегулирование задолженности теплоснабжающих и теплогенерирующих организаций и предприятий централизованного водоснабжения и водоотведения за потребленные энергоносители».

Напомним, правительственное постановление № 867 предусматривает обязательное условие поставки газа производителям тепла: уровень расчетов должен быть не ниже 90% (с учетом непрофинансированных льгот и субсидий и без учета штрафных санкций). Производители тепла также должны согласовывать с «Нафтогазом» и исполнительным органом местного совета график погашения задолженности до 2021 года, его соблюдение и уплату текущих платежей. И это при том, что установленные для них тарифы на тепло в большинстве случаев ниже себестоимости.

К каким проблемам приводит действующая система - на примере достаточно крепкого коммунального предприятия из Николаева.

В этом пол миллионном городе отопительный период оказался под угрозой срыва из-за того, что по иску «Нафтогаза Украины» в конце июля были арестованы счета «Николаевоблтеплоэнерго». «Заявлено, что общая сумма долга более 71,7 млн грн, но основная сумма долга – 41,4 млн грн. А более 30 млн – пеня, проценты, инфляционные потери и судебный сбор», – объясняет городской совет Николаева.

Руководство предприятия доказывает, что из более чем 41 млн основного долга осталось выплатить 9,5 млн. «Эту сумму мы планировали погасить в течение сентября, однако несмотря на наши постоянные расчеты с НАК «Нафтогаз Украины», все счета предприятия заблокированы. Мы полностью рассчитались за газ прошлого отопительного периода, и начали расчеты за газ 2016-2017 годов, реструктурировав долг 2016 года. При этом, в 2020 году уровень расчетов «Николаевоблтеплоэнерго» перед НАК «Нафтогаз Украины» – 146%. Мы – вторые по Украине по качеству платежей», – отметил директор «Николаевоблтеплоэнерго» Николай Логвинов.

Он говорит, что неожиданный арест счетов за газовый долг, который значительно уменьшился, поставил под угрозу отопительный период 2020-2021 годов. «Невозможно провести закупку оборудования, материалов и любые ремонтные работы, оплату коммунальных услуг и самое главное - выплату зарплаты работникам. Стоит отметить, что в результате неутверждения экономически обоснованных тарифов, «Николаевоблтеплоэнерго» недополучил в 2017-2019 годах более 252 млн грн. Это продолжается и дальше», – комментирует директор.

Подобные аресты проходят по всей Украине. Поэтому тепловики все как один требуют законодательного урегулирования проблемы путем списания долгов и штрафов. История Николаева получила резонанс, потому что депутаты городского совета обратились к первым лицам государства и главы НКРЭКУ.

«Коммунальные предприятия должны платить авансом за потребленный газ. Но средства от населения за потребленное тепло они получают только после того, как предоставили услуги. Поэтому имеем так называемый кассовый разрыв – почти 2 месяца. Долг за газ растет, НАК «Нафтогаз «автоматически насчитывает штрафные санкции и пени», – говорит заместитель исполнительного директора Ассоциации городов Украины Ярослав Рабошук.

В случае принятия вышеупомянутого законопроекта №3800-1 о списании долгов перечисленные требования потеряют силу.

Газовые долги

Кроме долгов за потребленный газ, предприятия теплокоммунэнерго, вырабатывающие тепло и горячую воду для населения, только с начала года задолжали операторам распределения газа (бывшим облгазам) около 1 млрд грн. Эти деньги идут исключительно на поддержание в надлежащем техническом состоянии газовых сетей, которые поставляют «голубое» топливо к каждой конфорке. Разумеется, без трубы, как и без газа, никому не удастся нагреться.

Что делать с этой проблемой? «Следует рассмотреть возможность списания задолженности теплоснабжающих и теплогенерирующих организаций и принять меры по установлению экономически обоснованных тарифов», – считает председатель Ассоциации газового рынка Украины Денис Сенектутов.

Итак, проблема расчетов теплоснабжающих предприятий за распределение газа зашла в тупик. Ведь тарифы на распределение также необходимо доводить до уровня самоокупаемости. Сейчас они убыточны для операторов ГРМ – даже после их поднятия в январе и июле их уровень еще производит убытки, хотя и значительно меньше, чем раньше.


Именно поэтому власть должна вмешаться и предложить механизм списания задолженности по всей цепочке доставки газа для производства тепла. И сделать это нужно как можно быстрее, ведь «Нафтогаз Украины» накладывает арест на счета предприятий теплокоммунэнерго, полностью парализуя их работу накануне отопительного сезона.

В дальнейшем проблема накопления газовых долгов будет нарастать. обусловлена тем, что с 1 января НКРЭКУ почти вдвое увеличила тарифы за услуги операторов распределения газа (читай облгазов). Однако для предприятий теплокоммунэнерго тарифы не изменились.

Где выход?

Можно было бы погасить газовые долги за счет потребителей - для этого нужно включить их погашение в тарифы для потребителей. Или сделать это за счет бюджета, как это было сделано по задолженности на рынке электрической энергии. В июле Верховная Рада утвердила механизм списания долгов для «электриков» на 30 млрд грн за счет выпуска облигаций государственной ссуды.

«Нельзя перекладывать эту проблему на бюджет государства, который и без того имеет дефицит в 300 млрд грн. Все участники газового рынка задолжали друг другу 114 млрд грн и только один «Нафтогаз» никому ничего не должен. Поэтому долги нужно списать и «Нафтогаз» от этого не пострадает», – объясняет эксперт по экономическим вопросам Виктор Скаршевский. По его словам, прозрачный механизм списания долгов предложен в законопроекте 3800-1, что находится в Верховной Раде.

Один из авторов этого законопроекта, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Алексей Кучеренко, отмечает, что взаимозачет газовых долгов позволит привести в порядок «бухгалтерию» Нафтогаза, которая работает на формирование искусственных сверхприбылей государственной газовой монополии за счет остальных участников газового рынка и потребителей.

«Законопроектом также предусмотрена возможность и для Нафтогаза уменьшить свою налоговую нагрузку за счет списания доначисленных дивидендов в государственный бюджет. По сути речь идет о том, что предприятия группы Нафтогаз в течение последних лет нарушали требования пункта 13 постановления КМУ от 29.11.2006 г. N 1673 «О состоянии финансово-бюджетной дисциплины, мерах по усилению борьбы с коррупцией и контроля за использованием государственного имущества и финансовых ресурсов субъектами хозяйствования государственного сектора экономики», – объяснил идею законопроекта Кучеренко

Указанным пунктом постановления, субъектам хозяйствования государственного сектора экономики запрещается включать в расчет резерва сомнительных долгов суммы дебиторской задолженности со сроком возникновения до полутора лет. В свою очередь предприятия группы Нафтогаз не соблюдали указанного требования и занижали свою чистую прибыль, включая в резерв сомнительных долгов практически всю сумму текущей дебиторской задолженности. Именно вследствие несоблюдения указанных требований, суммарный размер резерва на обесценение торговой дебиторской задолженности группы Нафтогаз по состоянию на 31 марта 2020 года достиг уровня более 93 млрд грн.

Именно на сумму этих расходов был занижен размер чистой прибыли Нафтогаза как базы для начисления и выплаты дивидендов в государственный бюджет. Следует напомнить, что для Нафтогаза за последние годы базовый норматив доли прибыли, направляемой на выплату дивидендов составлял не менее 90% от чистой прибыли.

Проще говоря, в случае если бы завтра у всех должников «вдруг» нашлись 114 млрд грн для погашения задолженности перед Нафтогазом, то не менее 90% от этой суммы Нафтогаз вынужден был бы направить в государственный бюджет.

Поэтому списание взаимной задолженности выгодно всем участникам рынка, в том числе и Нафтогазу, если последний конечно будет действовать в рамках правового поля и не будет пытаться другими теневыми схемами занижать базу для начисления дивидендов в бюджет.

Со своей стороны представители «Нафтогаза Украины» в комментариях «Главкому» высказали предостережение: «Списание этих долгов содержит технические и материальные и риски. Кроме того, механизм списания долгов за природный газ (в т. т. теплоснабжающих и теплогенерирующих организаций и поставщиков природного газа для нужд бытовых потребителей), который предлагает законопроект №3800-1, негативно повлияет на платежную дисциплину участников рынка, приведет к срыву отопительного сезона».

Как проведут взаимозачет

Итак, путь предложен?

В июле в парламенте был зарегистрирован проект закона о внесении изменений в Закон «О рынке природного газа» и другие законы по обеспечению финансовой стабильности рынка природного газа» (№3800-1). «Законопроект призван решить проблемы, возникшие по результатам правового регулирования на рынке природного газа», – говорится в пояснительной записке к документу. Далее приведены объяснения, какие именно нарушения в газовой сфере были допущены правительством и государственными регуляторами в период с 2014 по 2019 год, и затем признаны судами противоправными и недействительными. Надо отметить, что большинство потребителей в этот период добросовестно платили за тепло и газ по действующим в то время постановлениям и нормам, которые теперь суды признают ошибочными.

Во-первых, предлагается списать задолженность теплоснабжающих и теплогенерирующих организаций перед поставщиками за газ, использованный для производства тепловой и электрической энергии, предоставления услуг по централизованному отоплению и снабжению горячей воды бытовым потребителям из-за действия заниженных тарифов для производителей теплых услуг. «Госбюджет задолжал тепловикам 20 млрд грн – это компенсация за то, что тарифы на тепло ниже себестоимости. В свою очередь, примерно 27 млрд грн – без учета штрафов и пени – тепловики должны Нафтогазу. Если стороны проведут простой взаимозачет, то ¾ долгов будут списаны», – сказал Арсентий Блащук.

Во-вторых, длительное время бытовые потребители получали в счетах объемы газа не приведение к стандартным условиям - то есть без использованием так называемых «морозных коэффициентов». То есть поставщики газа приобретали у Нафтогаза объем газа больше, чем тот, за который они имели право выставить счета. Это привело к дисбалансу в системе расчетов – часть газа, а зимой это до 7-9%, потреблялось без оплаты. Поставщики не получали деньги за неприведенный объем газа и накапливали долги перед Нафтогазом.

Поэтому, чтобы не провоцировать массовый протест и кризис платежей, в законопроекте 3800-1 предлагается списать такую задолженность по всей цепи поставки газа для населения – от потребителей через поставщиков газа и дальше к Нафтогазу.

Также предлагается списать долги всех потребителей - как тепловиков, так и населения – перед операторами ГРМ, возникшие в предыдущие периоды из-за несоответствия тарифа на распределение себестоимости этой услуги. Этот тариф не пересматривался с 2014 по 2020 год. Дошло до того, что он был меньше почти в два раза от экономически обоснованного уровня. Это привело к искусственному накоплению долгов последние пять лет. Факт несоответствия тарифов реальным затратам операторов газораспределительных сетей подтверждается многочисленными судебными решениями.

В хозяйственных и административных судах слушаются почти 30 дел по искам операторов ГРМ к НКРЭКУ о признании бездействия регулятора и пересмотре тарифов на распределение к экономически обоснованному уровню. По большинству исков суды различных инстанций признали правоту облгазов и назначают внесение значительных сумм компенсаций в тарифы на распределение. Например,

  • ПАО «Киевоблгаз» дело № 826/8168/17;
  • ПАО «Луганскгаз» дело № 826/13850/17;
  • ПАО Днепрогаз дело № 826/7112/18.

Решение по приведенным делам вступили в законную силу, а следовательно, суд подтвердил, что тарифы на распределение газа указанных предприятий существенно занижены, а поэтому необходимо их пересмотреть и установить тариф, который учтет все экономически обоснованные расходы. Но НКРЭКУ не оказывает никаких действий по пересмотру тарифа в сторону экономически обоснованного, а органами государственной исполнительной службы всячески саботируется выполнения судебных решений в пользу операторов. В то же время относительно операторов ГРМ «Нафтогаз Украины» принимает меры по принудительному погашению задолженности, в том числе в исполнительных производствах происходит наложение ареста на имущество и средства операторов ГРМ. Итак, дебаты в парламенте будут горячими и непримиримыми. Но отступать некуда – впереди отопительный сезон.

Наталка Прудка, «Главком»