Патриарх Варфоломей: пришла очередь Украинской церкви получить статус автокефалии
Для получения статуса поместной церкви президент Украины Порошенко пообещал сделать все от него зависящее
Вселенский патриарх Варфоломей не изменит своей позиции по поводу поддержки автокефалии Украинской православной церкви. Об этом вселенский патриарх сказал во время выступления 23 сентября, в воскресенье, в церкви святого Фоки в Стамбуле, сообщает англоязычный сайт ежедневной газеты Ekathimerini, публикуемой в Афинах (Греция).
«Теперь пришла очередь Украины получить статус автокефалии. Со временем, надеюсь, несмотря на существующие реакции, это случится, потому что это [право церкви]», – сказал патриарх, по-видимому, ссылаясь на возражения Русской православной церкви.
Вселенский патриарх отметил, что «мы не боимся угроз», когда речь идет относительно критики со стороны России в адрес Вселенского патриархата и его позиции по вопросу украинской автокефалии.
Предстоятель вселенской церкви добавил, что право Вселенского патриархата предоставлять автокефалию, и это было сделано в отношении ряда церквей, в том числе, начиная с России в шестнадцатом веке.
Патриархат «ни угрожает, и ни делает этого», – сказал он.
На своей странице в Фейсбуке президент Украины Петр Порошенко выразил благодарность патриарху Варфоломею «за твердую и неизменную позицию о предоставлении автокефалии православной церкви Украины».
«Для нас очень важна поддержка константинопольской Церкви-Матери. Вместе с десятками миллионов украинских православных молюсь за решение о предоставлении автокефалии, делаю и сделаю для этого все от меня зависящее», – отметил лидер Украины 23 сентября.
О Томосе, экзархах и обращении к Варфоломею
Напомним, что 7 сентября 2018 года вселенский патриарх Варфоломей І назначил в Киев двух экзархов в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Украинской церкви – архиепископа Даниила Памфилийского из США и епископа Илариона Эдмонтонского из Канады.
РПЦ выразила протест в связи с назначением константинопольских экзархов, назвав это «вторжением на свою каноническую территорию» и пригрозила разрывом евхаристического общения, сообщает сайт журнала «Новое время».
В апреле 2018 года предстоятели украинских православных церквей – Украинской церкви киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) вручили президенту Украины Петру Порошенко Обращение для передачи вселенскому патриарху Варфоломею о предоставлении украинской церкви Томоса (указ, декрет – ред.) об автокефалии.
«Я думаю, много лет миллионы украинцев мечтали о том, чтобы господь послал нам нашу объединенную православную поместную церковь. Некоторые потеряли надежду, некоторые продолжал верить. И божья помощь дает мне сейчас основания утверждать, что мы близки к получению Томоса на Автокефальную поместную церковь как никогда», – сказал президент Украины 18 апреля во время встречи с главами УПЦ КП и УАПЦ.
Как сообщает пресс-служба лидера Украины, патриарх Филарет отметил, что Обращение подписано всеми архиереями и выразил надежду, что решение вселенского патриарха Варфоломея станет началом признания Украинской поместной православной церкви.
Он добавил, что церковь к этому стремилась все 26 лет независимости Украины.
В ходе празднования 1030-летия Крещения Киевской Руси – Украины 28 июля 2018 года, президент Украины Петр Порошенко отметил, что «Томос об автокефалии завершит утверждение независимости и самостоятельности нашего государства, укрепит религиозную свободу, межконфессиональный мир».
Как сообщает «Интерфакс-Украина» 24 августа, президент Украины Петр Порошенко и Вселенский патриарх Варфоломей в телефонном разговоре обсудили дальнейшие шаги в процессе создания Единой поместной православной церкви Украины.
По итогам встречи в Стамбуле с Константинопольским патриархом Варфоломеем Патриарх Кирилл отметил, что это «был правильный разговор глав двух Церквей, сознающих ответственность за состояние вселенского православия и за состояние душ человеческих в тех местах и в тех странах, в которых мы несем свое служение», сообщает ТАСС 31 августа.
На сайте Института религиозных свобод приводятся данные о том, что на 1 января 2017 года в Украине было зафиксировано более 12600 общин УПЦ Московского патриархата, 5264 общин УПЦ Киевского патриархата и 1239 общин УАПЦ.
Томос для Украины – акт исторической справедливости
В процессе представления Украине Томоса, по мнению общественного деятеля, главного редактора журнала «Ї» Тараса Возняка, сконцентрированы несколько разных процессов.
«Это акт исторический справедливости. Каждая политическая нация и общность имеет абсолютное право иметь не только политическую, но и духовную суверенность. Очевидно, что она должна иметь и свою независимую церковь с патриархатом или экзархатом в зависимости от количества верующих, которые есть на ее территории», – говорит Тарас Возняк корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
Тарас Возняк считает, что событие, участниками которого являются украинская церковь и Константинопольский патриархат, также является событием мирового масштаба.
«Судьба Путина или режима Путина – это одно дело, а судьба огромнейшей православной в своем большинстве украинской нации, ее возвращения в единство со Вселенским патриархатом – это совсем другое. С позиции простого обывателя, который живет своими проблемами, не всегда можно увидеть величину события. Но возможность получения Томоса для Украины – это огромнейший эпохальный сдвиг в православном мире. И сегодня мы не знаем, как это событие отзовется в политических, и не только политических контекстах Европы и мира», – утверждает Тарас Возняк.
По его словам, российская власть и церковь в рамках политической конъюнктуры ограничили общение православных в рамках одной православной деноминации.
«По сути, Московский патриархат делает «медвежью услугу» народам России, лишая православных верующих общения со Вселенским патриархатом, превращая российское православие в закрытую от всего мира секту», – подчеркивает Тарас Возняк.
О большом задании и большой миссии
Украинский историк и политолог Александр Палий считает, что вопрос получения Томоса для украинской церкви – имеет внутреннее происхождение, он «назрел» в обществе.
«Вопрос в том, что украинское общество хотело бы получить церковь, политически неманипулятивную. Инициатором в этой ситуации является не Константинопольский патриарх, хотя, в какой-то мере, по вопросу украинской церкви и присутствует его конкуренция с Москвой. Но не это главное. Главное, что во Вселенском патриархате понимают, что есть большой православный народ, десятки миллионов верующих, и ему нужно найти место во всемирном православии. И мне кажется, что для Вселенского патриарха – это большое задание и большая миссия», – говорит Александр Палий корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
Политолог считает, что действия Московской патриархии направлены на продвижение своих политических интересов и дискредитируют саму церковную жизнь.
«Москва демонстрирует свою антирелигиозную деятельность, которая замаскирована под действие УПЦ МП в Украине», – отмечает Александр Палий.
Вместе с тем, он считает, что те из приходов УПЦ Московского патриархата, которые захотят присоединиться к единой православной украинской церкви, смогут это сделать на добровольных началах.
«Давления не будет, просто в некоторых местах нужны будут местные референдумы по принадлежности тех или иных храмов или лавр. Более того, президент неоднократно заявлял, что не допустит давления на тех, кто захочет остаться в УПЦ МП», – говорит Александр Палий.
Геополитический контекст
Колумнист Вашингтон Пост Энн Эпплбаум (Anne Applebaum) в заметке «Путинская война трансформирует Украину» пишет о том, что из-за войны, умирают и древние «религиозные связи между двумя странами» – России и Украины.
Ситуация, сложившаяся в отношениях между двумя народами в результате недальновидной агрессивной политики Москвы названа в статье геополитическим разводом столетия.
«Даже личные связи угасают: теперь, когда транспортное сообщение ограничено запретами на прямые авиарейсы между двумя странами, украинцы с меньшей долей вероятности будут жить и работать в России и, скорее всего, отправятся в Польшу», – пишет Энн Эпплбаум.
Она отмечает, что российское культурное влияние, когда-то всемогущее, также исчезает, частично благодаря официальным решениям.