Пенсия, карточка, банкомат: как усложнится жизнь пожилого человека
Эта история – не выдуманная, а реальная ...
Село Макарево на Закарпатье – большое, насчитывает около 2 тысяч жителей. Имеет одно отделение Новой почты и одно – Ощадбанка. Но пенсия 73-летнему Николаю П. и его жене Марии приходит на карточку УкрСиббанка. Николай не умеет пользоваться банкоматом. Раз в месяц он выбирается в Мукачево – за покупками и для того, чтобы снять пенсию в отделении УкрСиба. Говорит, что 22 гривны на маршрутку в одну сторону – для него дороговато, но другого выхода нет.
Он с Марией живет вдвоем, потому что дочка и зять работают на строительстве в Чехии и наведываются домой на большие праздники. Через родственников-гастарбайтеров с Николая сняли субсидию, и сейчас на нем «висит» долг в 3000 гривен за потребленный газ. Этот долг равен его пенсии, и если УкрСиббанк присоединится к коалиции банков, которые автоматически списывают деньги за неоплаченную коммуналку, в зимний период Николай останется без пенсии вообще.
Только на карту
Эта история – не выдуманная, а реальная. И типична. Собственно, село Макарево еще живет «по-богатому», а есть населенные пункты, которые не слышали о банкоматах. И есть пожилые люди, для которых путешествие в банк в областной центр – как для остальных путешествие на Марс. И в силу физической слабости, и в силу того, что они вынуждены – буквально, а не фигурально – считать каждую копейку.
Между тем правительство с 1 сентября внедряет изменения выплаты пенсий и государственной помощи, и изменения эти будут заключаться в том, что пенсионеров и других получателей соцвыплат должны перевести на банковские карточки. Исключение составят те, кто старше 80 лет или имеет инвалидность. Эти лица будут избирать сами, получать им выплаты в отделении Укрпочты или на банковскую карту.
В чем смысл нововведения? Смыслов, собственно, несколько. Сейчас почти 3,5 млн пенсионеров получают пенсию через Укрпочту. А министерство социальной политики и Пенсионный фонд Украины хотят перевести максимальное количество пенсионеров на обслуживание в банках. Тогда от Укрпочты получать выплаты будут лишь около 1 млн пенсионеров нескольких категорий.
Итак, 2,5 млн должны научиться или пользоваться банкоматом, или обходиться без пенсий. Но главная проблема не только в том, что пожилые люди имеют недоверие к подобного рода новациям. Им часто некому провести необходимый инструктаж. И как уже было сказано, практиковаться тоже не на чем – банкоматов в селах просто нет.
И это не преувеличение. По данным Госстата, в Украине катастрофически не хватает банковских отделений и банкоматов. Сегодня банки есть в 3,9% населенных пунктов, банкоматы – в 4,3%. Очевидно, что в первую очередь они отсутствуют в селах и небольших городах, где проживает треть населения Украины, или почти 14 млн человек.
Между тем оставить пенсию на карте и рассчитываться ею не получится тоже. Видимо, столичное «начальство» плохо представляет себе не только modus vivendi обычного пенсионера (сельского вчастности), но и то, что представляет собой рядовой продмаг в селе. Там рассчитываются наличными – это если описать ситуацию в трех словах.
Конечно, подобные «традиции» можно попробовать откорректировать. Но не волевыми решениями сверху. Власти стоило бы принять во внимание контингент, который она решила срочно перевоспитывать. Особенно в пандемию, ведь поездки на автобусе в райцентр к банкомату, пребывание в скоплении людей могут стоить пенсионеру жизни. И это – без метафор.
Кстати, если банкомат окажется пустым, к нему придется ехать второй раз. А чтобы оформить карту или пройти обязательную идентификацию – третий или четвертый раз. Казалось бы, все это мелочи. Но мелочи для человека, который младше 60-ти. А с теми, кто старше, дела значительно сложнее.
А этот возрастной слой составляет, между прочим, почти 25% всей популяции Украины: по данным Госкомстата, в 2020 году среди 41,73 млн населения 9,78 млн составляли те, кому за 60. Из них тем, кому за 65 лет, было 7,14 млн. Объяснить всем этим людям «на пальцах», как пользоваться банкоматом, будет очень непросто.
Что не так с нововведением?
Но дело не только в технических сложностях. Решение властей является не идеальным и с юридической точки зрения. Юрист Михаил Грумин объясняет «Главкому», что в нормативно-правовых актах, регулирующих выплату и доставку пенсий, говорится: выплата может производиться предприятиями почтовой связи или банковскими учреждениями.
Однако последний вариант – чисто добровольный. Если пенсионер этого желает, он должен написать собственноручно соответствующее заявление и предоставить его в ближайшее отделение Пенсионного фонда Украины. И только после этого пенсия начнет поступать ему на карточку. Если же гражданина ставят перед фактом и сообщают, что порядок выплат изменился без его согласия и участия, то это является нарушением закона.
Почему же в таком случае в Украине решили наплевать на закон и ударить по наиболее уязвимым слоям населения? Дело в том, что ПФУ и Укрпочта не могут между собой договориться. Генеральный директор последней Игорь Смелянский утверждает, что его предприятие и так едва выживает, чтобы еще и доставлять пенсии по тем тарифам, на которых настаивает ПФУ.
«После просмотра минимальной зарплаты, только в части ЕСВ Укрпочта заплатит на 500 млн грн больше чем в 2020 году, не считая расходов на повышение зарплат», – отчитался Смелянский на своей ФБ-странице. А потому, мол, с благотворительностью вроде доставки пенсии Укрпочта завязывает.
В декабре 2020-го конфликт между ПФУ и Укрпочтой удалось погасить. Правительство выделило дополнительные средства Пенсионному фонду и доставка пенсий была пролонгирована. Но в целом проблема осталась. И сейчас расходы ПФУ на доставку пенсий составляют 1,5 млрд грн в год – так утверждают в Пенсионном фонде.
Сумма эта и маленькая, и большая одновременно. Большая для отдельного человека, и маленькая для ПФУ. Для сравнения: доходы Пенсионного фонда Украины за январь-март 2021 года составили 116,6 млрд гривен, то есть 1,5 млрд грн выплат Укрпочте – это меньше одного процента, если считать не поквартально, а за целый год. Но в то же время и расходы ПФУ за первые три месяца 2021 года составили 124,1 млрд гривен, то есть уже наметился дефицит средств в размере 7,5 млрд гривен, сообщает сайт ПФУ.
В любом случае, правительство Украины, очевидно, решило прекратить дотирование Пенсионного фонда в части его отношений с Укрпочтой. «Гештальт» закрыли таким образом, что без доступных пенсий могут остаться миллионы граждан. Среди выигравших от такого решения – само правительство и Пенсионный фонд, ведь оба эти учреждения сэкономили средства. А вот среди тех, кто проиграл, – армия пенсионеров и отдельные работники Укрпочты.
Экономист Олег Пендзин отмечает, что без работы останутся около 10 тысяч почтальонов, которые разносят пенсии. «С экономической точки зрения решение правительства обоснованное, но с социальной точки зрения государство должно сохранить доставку почты домой тем, кто в этом нуждается, и оплачивать эту услугу», – говорит он.
Но государство своими функциями пренебрегает. Пренебречь же ее прихотями простым гражданам не получится никак. Те, кто в добровольно-принудительном порядке не выберет банк, в котором он будет обслуживаться, будут автоматически привязаны к Ощаду. Там пенсионерам откроют счета и предложат получить карточку – без их на то согласия.
Впрочем, последние имеют право изменить банк позже. И делать это неограниченное количество раз. Кстати, сейчас, по данным ПФУ, услугами Ощадбанка пользуются 36,6% пенсионеров, а в лидерах тем временем ходит ПриватБанк – в нем обслуживается подавляющее большинство пожилых людей, а именно 52,9%.
Однако с банками тоже не все так просто. Они готовят всем категориям граждан – независимо от возраста и социального статуса – еще один сюрприз.
Больше никаких тайн
А сюрприз этот заключается в том, что, как уже было отмечено, банки смогут списывать долги (за коммуналку в том числе) автоматически. Этот механизм еще не заработал, но, как ожидается, заработает осенью. Именно тогда, когда пенсионеров переведут на карточки.
Дело в том, что еще в марте министерство юстиции издало приказ, который значительно упрощает работу государственных и частных исполнителей, а также расширяет перечень долгов, которые можно взыскать со счетов украинцев в банках. До сих пор «порядок автоматизированного ареста средств» (а называется эта процедура именно так) касался только алиментов.
Правда, до 2021-го средства, которые человек задолжала за алименты, можно было только арестовать, а не списать. Все изменилось в феврале текущего года, когда Нацбанк своим постановлением внес изменения в «Правила хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны». Собственно, суть этого постановления в том, что тайн больше не осталось.
А если конкретно, то регулятор обязал банки предоставлять государственным и частным исполнителям данные о счетах должника. О том, какие именно, рассказал заместитель министра юстиции Андрей Гайченко: «Информация, которую будут предоставлять банки по требованию исполнителей о наличии, состоянии счетов должника, отныне в обязательном порядке должна содержать номера счетов, открытых должником в банке, а также суммы средств, которые есть на таких счетах».
И здесь следует отметить важный нюанс. Списание долга со счетов возможно в том случае, если сам факт такого долга установлен в судебном порядке. Об этом говорится в упомянутом выше приказе Минюста – он датирован 23 марта 2021 года.
И это, так сказать, хорошая новость. Ведь суд играет роль рефери в споре между тем, кто задолжал, и тем, кому задолжали. Но плохая новость для должников заключается в том, что поставить такие суды на поток не является сверхсложной задачей. В тех случаях, когда под угрозой оказываются интересы государства, все происходит удивительно слаженно и оперативно.
Поэтому когда суд даст добро исполнителю, то с помощью автоматизированной системы исполнительного производства (АСВП), которая заработала еще в 2019 году по отношению к алиментщикам, создаст и направит к банкам требование на получение информации о наличии и состоянии счетов должника. А дальше все пойдет как по маслу: сначала банк предоставит информацию, а затем арестует счета. Еще через некоторое время в банк поступит предписание исполнителя о принудительном списании средств, и – вуаля! – деньги пойдут к адресату.
А то, что они были зарплатой или пенсией и, возможно, единственным источником дохода, мало кого будет волновать.
Единственное уточнение: чтобы такая модель заработала полноценно, нужно, чтобы к ней присоединилось как можно больше банковских учреждений. Сейчас в игре, то есть в системе АСВП, находятся семь банков – «ТАСкомбанк», «Универсал банк», «ОКСИ Банк», «Банк Восток», «Индустриалбанк», «ПроКредит банк» и, конечно же, Приватбанк, где имеет счета большая часть пенсионеров.
Кто-то может возразить, что именно эту категорию граждан государство все же пощадит. Может, так и будет. Может, будет принят отдельный нормативный акт, который защитит пенсии. Однако пока нет оснований так думать. По крайней мере, простых работников – даже тех, кто получает минимальную зарплату – государство в таких случаях не защищает.
Юрист Грумин разъясняет: закон «Об исполнительном производстве» позволяет исполнителю обратиться напрямую к работодателю, если у наемного ним рабочего нет счета в банке. Сейчас такую ситуацию сложно представить, но тем не менее. По закону, до 50% заработной платы может быть направлено на погашение долга. При наличии же банковского счета будет еще проще: спишут сразу весь долг. А если он равен или превышает сумму вклада, заберут все.
Особенно ведь не будут церемониться в том случае, если речь пойдет о долгах за коммуналку. Потому что ситуация с ними катастрофическая: по данным Госстата, совокупная задолженность украинцев за услуги ЖКХ по состоянию на конец 2020 года достигла 73 млрд гривен.
А по информации портала OpenDataBot, за прошлый год было открыто на 50% больше дел против должников, чем в 2019-м. И здесь, говорят юристы, главное, чтобы о наличии долга и об открытом судебном производстве должника сообщали так же автоматически, как автоматически с него будут списывать средства.
Но такая оперативность представляется несколько сомнительной. Впрочем, пенсионеру, который не имеет ни смартфона со всеми его программами и настройками, ни электронной почты, сообщить о чем-то будет сложно. И если его социальные выплаты не будут защищены государством, о списании своей пенсии за долги он будет узнавать уже постфактум.
Наталья Лебедь, для «Главкома»