Петр Порошенко и Владимир Зеленский лидируют в президентской гонке
Все внимание в президентской гонке в Украине пока приковано к 3-4 кандидатам из 44, зарегистрированных ЦИК
Наиболее вероятными победителями выборов 31 марта 2019 года большая часть украинцев считает Петра Порошенко или Владимира Зеленского. За каждого из них свои голоса отдали бы 25,5 и 25,1 процентов опрошенных соответственно. Об этом говорится в социологическом исследовании, которое провели с 9 по 14 марта 2019 Центр социальных и маркетинговых исследований «Социс» совместно с Институтом стратегических исследований и прогнозов «Янус».
«Показатель веры в победу Юлии Тимошенко почти вдвое меньше – 12,5%», отмечается в соцопросе, опубликованном на сайте «Социса» 20 марта.
Напомним, что Социологическая группа «Рейтинг»19 марта опубликовала соцопрос, в котором лидером резидентской гонки называется шоумен Владимир Зеленский. За него готовы проголосовать 24,9% из тех опрошенных, кто намерен прийти на избирательные участки. На втором месте бывший премьер-министр и лидер Всеукраинского объедения «Батькивщина» Юлия Тимошенко – 18,8 процентов голосов респондентов, нам третьем – действующий президент Петр Порошенко – 17,4%.
На Интернет-сайте Центризбиркома Украины опубликованы данные и программные документы 44 «зарегистрированных кандидатов на пост президента Украины». Из них берут участие в президентской гонке 39 человек.
Центральная избирательная комиссия Украины публикует также технические данные, в которых можно найти информацию о том, что «ориентировочное количество избирателей» в стране составляет 29816568 человек.
Вместе с тем большинство украинских социологических опросов учитывает мнение респондентов по первой «десятке» кандидатов.
Первая «десятка» участников, например, под данным социологической группы «Рейтинг», выглядит так: «тройка» лидеров гонки – Владимир Зеленский, Юлия Тимошенко и Петр Порошенко. А также Юрий Бойко – 8,7 процентов, Анатолий Гриценко – 8,0 процентов, Олег Ляшко – 5,0 процентов, и другие.
Во второй «десятке» – украинские политики и общественные деятели, известные гражданам до 2014 года, за которых готовы проголосовать от 0,6 до 0,1 процентов избирателей. Это – Сергей Тарута (0,6%), Валентин Наливайченко (0,5%), Геннадий Балашов (0,3%), сообщает «Рейтинг».
По данным ряда украинских экспертов, другие кандидаты, как правило, в социологических рейтингах находятся в одной графе «другой кандидат» и их участие в настоящем политическом марафоне кажется номинальным.
О лидерах и аутсайдерах кампании
По мнению политолога Станислава Зозули шансы пройти во второй тур есть у четырех кандидатов первой «тройки» – Владимира Зеленского, Юлии Тимошенко, Петра Порошенко и примыкающего к ним Анатолия Гриценко.
«Всех остальных можно разделить на три группы. Первая группа – это технические кандидаты. Из нынешних 39 участников президентской гонки их наибольшее количество. Точно сложно провести связи к основным кандидатам, но нельзя исключать, что порядка половины от общего числа участников гонки – технические кандидаты с той или иной задачей для тройки-четверки претендентов на второй тур», – говорит Станислав Зозуля корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
Во второй условной группе, по его мнению, находятся те, кто хотел бы повысить свою политическую капитализацию перед парламентскими выборами осенью 2019 года.
«Поскольку нынешний политический цикл заканчивается в этом году, после президентской кампании начинается подготовка к парламентской, участники выборов 31 марта имеют шанс закрепить свой результат в Верховной Раде. Для них важно повысить свою узнаваемость среди граждан и зайти в парламент своей фракцией или в союзе с кем-то», – подчеркивает Станислав Зозуля.
К третьей группе он относит тех, кто когда-то был активным участником в украинской политике и желающих экстравагантно заявить о себе в обществе.
«Это такие себе «политические реликты», если так можно сказать, их поезд давно ушел, им не вернуться в современную политику, они не чувствуют ритмов жизни стран, но при этом не теряют надежды. Другая часть этой группы – «политические сумасшедшие», для которых взнос в приблизительно 90 тысяч долларов для участия в гонке ничего не значит», – считает политолог.
Он подчеркивает, что третья группа вряд ли может рассчитывать на какой-то рост рейтинга, для ее участников важно находится в политическом процессе, результат при этом неважен.
Вместе с тем, по его словам, подобное количество кандидатов, подавших документы в Центризбирком – 44 и более трехсот зарегистрированных политических партий в стране демонстрируют удаленность политического процесса от европейских принципов развития государства и общества.
«Судя по этим данным, нам еще предстоит встать на путь евроинтеграции. И этот процесс должны пройти сами политики, они должны объяснить свою идеологию, сделать ее понятной для украинцев. Например, в Германии есть классическая расстановка сил – пять-шесть партий, классические левые, левоцентристы, классические правые, либералы, зеленые. Они делят между собой политический пирог. И так, в большей или меньшей степени, в каждой из стран», – говорит Станислав Зозуля.
Украинский политикум, по его словам, рассчитан на популизм, краткую перспективу: никто не занимает свою нишу, все барахтаются в одном «политическом болоте».
«Информационный шум» в риториках кандидатов
Директор Института информационного общества Ярослав Павловский отмечает, что избирательный процесс сконцентрирован вокруг трех-четырех кандидатов, все остальные имеют «разную систему мотиваций» участия в выборах.
«Кандидаты, так называемого «второго эшелона» продвигают свою популярность и актуализируют себя в политике, в памяти избирателей. Главная их цель – не позволить перетеканию электората к их политическим оппонентам», – говорит Ярослав Павловский корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
Ярослав Павловский считает, что неучастие одного из политических игроков позволяет его конкурентам рассчитывать на дополнительную поддержку в обществе.
«Например, неучастие в выборах Олега Ляшко, условно говоря, означает, что его избиратель может «перетечь», например, к Юлии Тимошенко. А вернуть его назад в разы тяжелее и сложнее, чем просто удерживать его внимание в ходе избирательной кампании. Тоже самое касается Александра Вилкула, Юрия Бойко и других», – подчеркивает Ярослав Павловский.
Есть кандидаты, по его словам, которые были выдвинуты для участия в гонке для того, чтобы деструктивно позиционировать себя по отношению к другим политикам.
«Есть персональные двойники, которые «сопровождают» лидеров президентской гонки. Есть кандидаты, которые пришли для того, чтобы контролировать избирательные участки и окружные избирательные комиссии. Мы скоро их увидим, когда будет подписано объединение политиков вокруг Тимошенко. Есть те, кто совершает публичную активность в контексте формирования информационного шума для других кандидатов», – утверждает политолог.
Но ни одному из кандидатов, так называемого «второго эшелона», по мнению Ярослава Павловского, не удастся повлиять на ход избирательной кампании и радикально изменить ситуацию за десять дней до дня голосования.