Почему завис Brexit? Болевая точка и альтернативы Британии
Парламент Великобритании не ратифицировал договор об условиях выхода из ЕС
За считанные недели до Brexit Великобритания оказалась в сложной ситуации, фактически лишившись возможности покинуть Союз 29 марта на условиях соглашения о переходном периоде — парламент страны отказался его поддерживать.
Первое провальное голосование нижней палаты парламента Великобритании за договор о выходе Британии из ЕС закончилось тем, что оппозиция вынесла на обсуждение вопрос недоверия правительству премьер-министра Терезы Мэй. В этот раз лидер Консервативной партии выстояла, но с отрывом всего в 19 голосов (поддержку правительству выразили 325 членов Палаты общин, а недоверие — 306).
Тем не менее это дало Мэй возможность еще раз вынести на голосование соглашение с ЕС об условиях Brexit. Однако парламент свою позицию не изменил и договор не поддержал. В результате практически накануне 29 марта Великобритания оказалась на распутье.
Основных вариантов решения проблемы ситуации существовало два — либо отсрочка выхода из ЕС, либо «жесткий» Brexit — выход без договора, то есть резкий разрыв отношений без переходного периода. Выход без соглашения, который в ЕС называли самым плохим вариантом, Палата общин тоже не поддержала. Теперь британскому парламенту нужно определиться, просить ЕС об отсрочке Brexit или искать новые способы выхода из ситуации.
Что не так с договором о Brexit
Договор с ЕС об условиях выхода Великобритании стал результатом полуторалетних и крайне сложных переговоров официального Лондона и Брюсселя. Он предусматривает 21-месячный переходный период, в течение которого Британия сохраняет фактически существующие отношения с ЕС, но уже не может влиять на принятие решений в Союзе и обязуется выплатить Брюсселю 39 млрд фунтов (примерно 1 трлн 378 млрд грн) по финансовым обязательствам.
Кроме того, в договоре прописан так называемый режим backstop, согласно которому граница между Северной Ирландией (входит в состав Великобритании) и Ирландией (в составе ЕС) остается открытой. Именно вопрос с границей и стал самым спорным в соглашении.
Корни этой проблемы уходят в историю многолетней борьбы националистических организаций Северной Ирландии с центральными британскими властями за статус региона. Урегулировать противостояние удалось лишь в 1998 году подписанием «Белфастского соглашения», Северная Ирландия осталась в составе Объединенного Королевства, силовое противостояние прекратилось, а территориальные претензии и планы всех сторон, по сути, повисли в воздухе.
Что касается границы между Северной Ирландией и Ирландией, то ее, по сути, не существует, в том числе и для коммерческих отношений, поскольку они все ведутся в рамках общего торгово-экономического пространства Евросоюза. Но после Brexit ситуация могла бы измениться (что не устраивает ни одну из сторон), ведь Ирландия остается в составе ЕС, а Северная Ирландия как часть Британии должна его покинуть. И одно из основных последствий, которого опасаются в первую очередь в Великобритании, — эскалация конфликта.
Для решения этого вопроса в договоре о Brexit Британия и ЕС зафиксировали, что если к концу переходного периода они не придут к новому торговому соглашению, то Северная Ирландия может и дальше оставаться частью таможенного союза ЕС. И перспектива зависеть от правил ЕС в этой сфере неопределенное время как раз и стала чуть ли не ключевой причиной того, что Палата общин договор не поддержала.
К повторному голосованию Тереза Мэй постаралась этот вопрос уладить, и 11 марта с главой Еврокомисси Жан-Клодом Юнкером они согласовали юридические гарантии, запрещающие применять backstop в течение неопределенного времени. Также стороны договорились найти ему замену до декабря 2020 года.
Однако, как написал в юридической оценке перед голосованием Генеральный прокурор Англии и Уэльса Джеффри Кокс, устные договоренности не имеют юридического веса и не меняют текст соглашения. После этого Палата общин снова отклонила соглашение о Brexit, вынудив правительство Британии искать альтернативные пути. Официально озвученных было два — Brexit без договора и переходного периода или его перенос на другую дату.
«Жесткий» Brexit: парламент Британии выступил против такого пути
Выход Британии из ЕС без договора означает, что в один момент между сторонами перестают действовать существующие сейчас соглашения, а заработают общие нормы Всемирной торговой организации. Изменения затронут нормы и правила торговли, туризм, транспортное сообщение, правила нахождения британских граждан в ЕС (и наоборот) и многое другое. По сути, для всех договоров, существующих со странами-членами ЕС, Британии нужно будет создать альтернативу, выдерживая при этом сильнейший удар по экономике.
Такой Brexit парламент Британии тоже не особо устраивал. В ЕС, в свою очередь, его считали худшим вариантом, но готовились и к такому. Однако ожидаемо Палата общин запретила правительству выводить страну из ЕС без какого-либо соглашения. И не только 29 марта, но и вообще. Хотя вариант для «жесткого» Brexit все же остался — в постановлении парламента указана возможность выхода без соглашения по умолчанию в том случае, если Палата общин и ЕС не ратифицируют любое соглашение.
«29 марта в соответствии с Лиссабонским договором (о реформе ЕС) Британия в любом случае выйдет из ЕС, если не будет соглашения или отсрочки. Это голосование Палаты общин было политическим и немного символическим, просто засвидетельствовав позицию парламента, который не хочет выходить без соглашения. Но юридически они все равно должны выйти 29 марта (если стороны не ратифицировали соглашение или не договорились об отсрочке)», — объясняет эксперт по вопросам международной политики и Ближнего Востока Украинского института будущего Илия Куса.
Альтернатива для сторон — отсрочка Brexit
Второй вариант правительства Британии — отсрочить выход из ЕС. Сегодня на повестке дня Палаты общин голосование, которым она может дать поручение правительству просить ЕС перенести дату Brexit с 29 марта на другую.
Если Союз согласится, Тереза Мэй может предложить ему следующий раунд переговоров, чтобы наработать другие условия Brexit. Но, во-первых, «добро» на отсрочку должны дать все страны-члены ЕС. Во-вторых, в Союзе уже намекали, что других условий соглашения не хотят. А вот прошение об отсрочке рассмотреть могут, но только если оно будет «обоснованным».
Тем не менее, по оценкам экспертов, решение об отсрочке, скорее всего, будет принято. Такие намерения сегодня, 14 марта, подтвердил президент Европейского Совета Дональд Туск, заявив, что будет просить лидеров 27 стран-членов о долгосрочном переносе, чтобы Британия пересмотрела свою стратегию и достигла консенсуса в вопросе выхода.
По мнению экспертов, Brexit будет отсрочен на несколько месяцев. Важную роль в этом сыграют выборы в Европейский парламент, которые пройдут в мае 2019 года, отмечает эксперт фонда «Майдан иностранных дел» Александр Хара.
«Если британцам дадут отсрочку на год или два, то что, они тоже должны посылать своих депутатов в Европарламент, тоже участвовать в формировании бюджета и т.д.? Есть большое количество таких технических и вроде бы несвязанных проблем, но их учитывают. Поэтому если и будет отсрочка, то буквально на несколько месяцев для того, чтобы дать британцам возможность разобраться, и не затянуть общеевропейский политический процесс», — считает он.
Европейский Союз, в свою очередь, тоже заинтересован в отсрочке на два-три месяца — пока пройдут выборы в Европарламент, считает Илия Куса. Однако вопрос с тем, будет ли в таком случае Британия участвовать в этих выборах, пока остается неясным, ведь подобных прецедентов в ЕС еще не было, отмечает он.
В то же время перенос Brexit на год, два или три будет контрпродуктивным и для Великобритании, и для ЕС, поскольку будет означать попытку провести новые сложные переговоры, считает эксперт-международник Владимир Воля.
«ЕС ожидает ответ «да» или «нет». Великобритания уже получила отрицательные последствия от переговоров о Brexit, а дальнейшая неопределенность будет провоцировать их нарастание. Поэтому, как и раньше, существует вероятность, что Brexit в конечном итоге будет отменен», — считает эксперт.
Если дату Brexit Великобритании все же удастся перенести, то вариантов развития событий становится больше. Правительство может попробовать «продавить» Палату общин, чтобы они поддержали существующее соглашение с ЕС, или все же добиться переговоров о новом. По мнению Александра Хары, Тереза Мэй может все-таки договориться, чтобы в соглашение были внесены гарантии относительно backstop в вопросе Северной Ирландии. Илия Куса считает, что несмотря на отсрочку, Британия в конце концов будет выходить из ЕС без договора.
«Правительство и Тереза Мэй не видят смысла в отсрочке. Часть депутатов надеется, что за это время можно будет снова провести переговоры с ЕС и уговорить его пойти на еще какие-то уступки. Часть оппозиционных депутатов из Лейбористской партии считает, что можно за это время провести повторный референдум, и есть часть политиков, которые считают, что за это время можно лучше подготовиться к выходу без соглашения», — говорит Куса.
Возможно также, что страну ждет отставка Терезы Мэй и досрочные выборы. Но сама премьер-министр уходить в отставку не намерена, поскольку настроена на то, чтобы довести до конца начатый процесс выхода Британии из ЕС, отмечает Хара.
Возможно (хотя и маловероятно), что Объединенное Королевство ждет еще один референдум, на котором жителям страны предложат выбрать, будет ли Brexit с договором или «жестким». Но на референдум может быть вынесен еще один вопрос — должна ли Великобритания в принципе выйти из ЕС.
Сторонников второго референдума в Палате общин довольного много, также, как и его противников, среди которых и Тереза Мэй. Она считает, что повторный референдум подорвет доверие народа к демократическим институтам.
«Про повторный референдум говорят как про возможность отменить Brexit. Европейский суд в конце прошлого года юридически разрешил Британии отменить выход в одностороннем порядке. Но для этого нужно, во-первых, голосование в парламенте, а во-вторых, повторный референдум, чтобы это коррелировалось со взглядами людей. Для того чтобы провести повторный референдум, нужно проголосовать законопроект об этом, назначить само волеизъявление и провести его. Все это затянется и нужна будет отсрочка от ЕС. И не факт, что на нем британцы проголосуют против Brexit. Социологические данные по сегодняшний день показывают 50/50 в этом вопросе, — говорит Куса, — Идея о референдуме пока очень сырая. И это рискованно для самой системы. Референдумы — это все-таки высшая форма волеизъявления народа, и переголосовывать решение потому, что оно кому-то не понравилось, очень рискованно».
Дарья Нинько, Delo.ua