Президентские выборы в Грузии: российский фактор
Перед вторым туром оба кандидата в президенты Грузии обвиняют друг друга в пророссийских симпатиях
После двухдневного молчания Саломе Зурабишвили – кандидат, поддерживаемый правящей партией «Грузинская мечта», на специальном брифинге рассеяла подозрения оппозиции насчет того, что она больше не намерена бороться за пост президента, заявив, что не собирается уступить Грузию своему конкуренту от объединенной оппозиции Григолу Вашадзе, а также, по ее словам – России.
«Уступить страну Вашадзе и России? Оставить моих соратников одних посреди борьбы? Я думаю, меня плохо знают... Я упрямая и готова идти до конца ради моего народа. Поэтому я готова ко второму туру... Мы все вместе идем на борьбу, так как мы знаем, что правда на нашей стороне, и будущее современной Грузии – это Европа», – заявила вечером 30 октября Зурабишвили.
Как известно, Григол Вашадзе, который возглавлял МИД Грузии (с декабря 2008 по октябрь 2012) при президентстве Михаила Саакашвили, до 1988 года работал в МИДе СССР, включая должность в отделе, курировавшем тематику космоса и ядерных вооружений. Его оппоненты заявляют, что работа на столь важном для советского МИДа направлении не могла не включать в себя тогда сотрудничества с КГБ. После распада Советского Союза Вашадзе и его супруга, прима-балерина Большого театра Нина Ананиашвили, получили гражданство РФ. Оппоненты критикуют Вашадзе и за то, что он, несмотря на российскую агрессию против Грузии, отказался от российского гражданства только в ноябре 2009 года.
Сторонники Григола Вашадзе называют данные обвинения абсурдными, утверждая, что Вашадзе во время своей политической деятельности на родине всегда защищал интересы Грузии, причем успешно, имея в виду политику непризнания оккупированных Абхазии и Цхинвальского региона, и в целом – обеспечение Грузии поддержки международного сообщества. Тем не менее, некоторые оппоненты все равно продолжают намекать на его прошлое, помечая аббревиатурой «КГБ» предвыборные плакаты с изображением кандидата от оппозиции.
«Вырванные из контекста»
В свою очередь, главное обвинение, которое выдвигает против Саломе Зурабишвили объединенная оппозиция, это то, что отрывки из её книги – в частности, цитата насчет того, что во время российско-грузинской войны в 2008 году военные действия в Цхинвали начала Грузия, Россия включила в число доказательств против Тбилиси в Международном суде ООН. Примечательно, что в 2011 году суд постановил, что поданный Грузией против России иск не подпадает под его юрисдикцию.
Зурабишвили в ответ на эти обвинения настаивает, что как тогда в суде Россия, так и сегодня – оппозиция, использовала «вырванные из контекста» цитаты, и что иск Грузии не приняли не из-за её книги, а из-за того, что он был плохо подготовлен представителями правительства Саакашвили.
Хотя еще задолго до выдвижения оппозицией данных обвинений, Зурабишвили действительно заявила в ходе своей предвыборной кампании, что военные действия в 2008 году были начаты грузинской стороной, хотя после разразившегося скандала, ей пришлось разъяснить свою позицию: – что агрессором в 2008 году была все-таки Россия, и что она имела в виду то, что «неразумные и предательские действия Саакашвили и его окружения были обязательной предпосылкой осуществления сценария Путина». Несмотря на эти опровержения, в ходе предвыборной кампании, Зурабишвили часто встречали с плакатами, на которых было написано «Изменница» и «Проект Путина».
Будет ли революция?
Несмотря на то, что инсинуации о пророссийских симпатиях как средство для дискредитации оппонента, в определенном смысле в Грузии работают довольно эффективно, эксперты отмечают, что обвинения о связях Григола Вашадзе с КГБ все же касаются далекого прошлого, а заявления Зурабишвили о войне 2008 года были сделаны совсем недавно.
В то же время у представителей власти есть еще один аргумент против Григола Вашадзе и партии Саакашвили «ЕНД», которую он представляет. Как заявляют депутаты от правящей партии, в случае, если во власть придет Вашадзе, он помилует как самого Михаила Саакашвили, который за злоупотребление властью заочно приговорен в Грузии к лишению свободы, так и ряд силовиков, с именами которых в Грузии многие связывают факты произвола силовых структур в годы пребывания у власти предыдущей администрации.
По словам депутата Гедевана Попхадзе, победа во втором туре Григола Вашадзе, будет «шагом к началу гражданской войны в Грузии», так как вернувшись на родину, Саакашвили с помощью освободившихся из тюрем «насильников», захочет «ликвидировать» неугодных ему оппонентов.
При этом глава парламентского комитета обороны и безопасности Ираклий Сесиашвили заявил, что партия Саакашвили планирует «революционный сценарий» и назвал представителей этой партии «изменниками, мучителями и человеконенавистниками».
А министр юстиции Грузии Тея Цулукиани заявила, что Вашадзе борется не за пост президента, а «за получение права помиловать Саакашвили» и других экс-чиновников, которые обвиняются в различных незаконных действиях.
В данном случае оправдываться пришлось Михаилу Саакашвили и представителям его партии. Находящийся в Голландии экс-президент заявил, что не намерен просить Вашадзе о помиловании и занимать должность в Грузии.
«Весь день я слышу, что мною пугают людей... Я не обращался к Маргвелашвили и не планирую обращаться с просьбой о помиловании к президенту Вашадзе... Я не принимал участие ни в каких преступлениях – я строил грузинское государство. Я планирую защищать свои права в суде», – заявил третий президент Грузии.
Что касается его соратников, ныне находящихся в тюрьме, Саакашвили сказал, что советует им после освобождения продолжить деятельность вне политики.
«В политику должны прийти новые люди… В Грузии есть множество новых людей. Этим людям нужно открыть дорогу», – заявил экс-президент.
Напомним, на выборах президента страны, которые состоялись в Грузии 28 октября, ни один кандидат не смог набрать более 50% голосов избирателей, необходимых для победы. Так, Саломе Зурабишвили получила 38,64 % голосов избирателей, а Григол Вашадзе – 37,74 %. Как заявили в грузинском ЦИКе, второй тур будет назначен до 2 декабря.
Нестан Чарквиани