Путин подписал закон о контрсанкциях. Насколько он эффективен?

Российские экономические обозреватели – об эффективности и целесообразности закона о контрсанкциях

Президент России Владимир Путин подписал закон об ответе на санкции США и других иностранных государств, о чем сообщается на официальном портале правовой информации Кремля.

Напомним, Государственная дума РФ ранее приняла законопроект о контрсанкциях, которым, в частности, запрещает компаниям США или иных недружественных иностранных государств участвовать в контрактах по государственным закупкам и в приватизации госимущества.

«Целью настоящего федерального закона является защита интересов и безопасности РФ, ее суверенитета и территориальной целостности, прав и свобод граждан РФ от недружественных действий США и иных иностранных государств, в том числе выражающихся во введении политических или экономических санкций в отношении РФ, граждан РФ или российских юрлиц, в совершении других действий, представляющих угрозу территориальной целостности России или направленных на экономическую и политическую дестабилизацию РФ», – говорится в документе.

Как сообщают российские СМИ, из текста документа исключено упоминание конкретных отраслей, товаров и услуг, а перечень возможных мер противодействия сокращен с 16 до шести.

Правительство будет вправе прекратить или приостановить сотрудничество с недружественными иностранными государствами, а также с организациями, находящимися под их юрисдикцией.

У кабинета министров также останутся полномочия – вводить запрет или ограничивать ввоз и вывоз продукции или сырья из США и других недружественных стран.

В прогнозе американского банка Morgan Stanley указывается, что негативное влияние новых санкций США может привести к сокращению ВВП РФ в текущем году на 0,5%.

Аналитики отмечают, что введенные в апреле санкции США в отношении ряда приближенных к президенту Владимиру Путину лиц и российских компаний оказались самыми жесткими и болезненными по сравнению с предыдущими и что они фактически обрушили российский фондовый рынок и курс рубля.

Экономический обозреватель Семен Новопрудский в интервью «Голосу Америки» заметил, что контрсанкции Москвы априори не могли произвести такой же эффект на американском рынке, какой произвели апрельские санкции США на российском. По его мнению, Россия была способна нанести только два относительно болезненных укола Штатам, перестав поставлять титан и ракетные двигатели.

«При этом, насколько я знаю, в США усиленно идут работы по созданию своего ракетного двигателя и есть конкретные сроки, когда эти планы могут осуществиться, – добавил он. – А насчет титана тут палка о двух концах. Для российских производителей металла американский рынок, безусловно, главный. К тому же компания «Ависма» является градообразующим предприятием города в Свердловской области (Верхняя Салда с населением более 40 тысяч человек – В.В.). Если она полностью откажется от поставок в США, то это грозит массовой, если не повальной безработицей в целом населенном пункте».

Как кажется журналисту, на этот шаг в России вряд ли пойдут, а остальные возможные меры на состоянии американской экономики и вовсе слабо отразятся.

Ранее глава минпромторга РФ Денис Мантуров в эфире телеканала «Россия 24» пообещал, что «ВСМПО-Ависма» сможет продолжить экспорт титана в США.

Зачем тогда вводился такой закон? Семен Новопрудский полагает, что он появился в силу «логики обмена политическими жестами»: «Это абсолютно политическое решение. Закон не имеет ничего общего с экономической целесообразностью».

Кроме прочего, на взгляд обозревателя, это еще и ответ существование в США закона о санкциях: «До сих пор российские санкции вводились постановлениями правительства, а теперь есть рамочный закон, который можно будет при желании с помощью поправок насыщать какими угодно мерами, учитывая, что Госдума проголосует все, что ей спустят сверху».

Таким образом, у Кремля появился инструмент для постоянной санкционной войны, резюмировал Семен Новопрудский.

В свою очередь, его коллега Борис Грозовский думает в связи с законом, что ни о какой эффективности принятых мер речь не идет.

«Это просто рамочный закон, он не вводит конкретные санкции, а дает исполнительной власти возможности их вводить, – добавил он в комментарии «Голосу Америки». – Российские контрсанкции и не преследуют никаких целей во внешнеторговой политике. Они, как и европейские констрасанкции 2014 года, в основном, ударяют по своим потребителям».

По оценке экономического обозревателя, у РФ элементарно нет возможности нанести адекватный болезненный укол США в ответ на ее действия.

«Доля России в экспортно-импортном обороте Европы, и уж подавно США, настолько мала, что она ничего сделать не может при всем желании», – констатировал он. – У нас весьма небольшой товарооборот с США».

США занимают четвертое место в списке торговых партнеров РФ, в прошлом году объем импорта американских товаров составил 12,7 миллиарда долларов. Среди наиболее активно импортируемых товаров – автомобили, фармацевтическая продукция и медицинское оборудование. Российский экспорт в США в 2017 году составил 17 миллиардов долларов.

Вместе с тем Борис Гроховский сомневается, может ли новый закон еще больше ухудшить инвестиционную атмосферу в России.

«Инвестиционный климат у нас и без того находится в глубоко отрицательной области. Он плох настолько, насколько это может быть. Понятно, что международные корпорации едва ли решатся начать какой-то серьезный бизнес в России в нынешних реалиях», – заключил он.