Рандеву между двумя шпионскими скандалами, или Разговаривать Трампу с Путиным больше не о чем
Со времен Билла Клинтона каждый последующий американский президент пытался договориться с Россией, полагая, что ему это, в отличие от предшественников, удастся. Так, вероятно, думал и Дональд Трамп перед встречей в Хельсинки.
Что же мы получили в конечном итоге? Стороны остались на своих позициях, ничего ровным счётом не изменилось. Однако следует обозначить интересный момент: те элиты, что поддерживают демократическое крыло, выразили негодование в связи с тем, что глава Белого дома отказался обвинять Россию во вмешательстве в американские выборы 2016 года. Впрочем, об этом ниже. А теперь по пунктам.
Со слов Путина становится понятно, что вопрос безопасности Украины обговаривался. Так, хозяин Кремля отметил, что стороны «при обсуждении внутриукраинского кризиса обратили внимание на важность добросовестной реализации Минских договоренностей. США могли бы решительней настаивать на этом и настраивать украинское руководство на эту работу».
Эта фраза звучит довольно провокационно. И сейчас поясним, почему. По всей видимости, Дональд Трамп отказался признавать за Россией право на Украину. Это означает, что официальный Вашингтон и в дальнейшем будет противодействовать Москве в этом направлении.
Многие говорят, что договорённости, достигнутые в Минске, - обыкновенная бумага, которая не останавливает российского агрессора от убийств и захвата городов. Однако это не так. Подписанные соглашения предоставляют США и ЕС право вводить санкции. Более того, в основу закона «О противодействии противникам Америки» легли те подзаконные акты, что касались непосредственно ограничений в отношении РФ из-за аннексии Крыма и оккупации отдельных территорий Донбасса.
Всё вышеизложенное приводит нас к последующему выводу: Соединённые Штаты ни на дюйм не уступят и сохранят санкции до полного выхода России с оккупированных земель нашего государства.
В то же время прозвучавшая с уст российского президента просьба к США – быть более решительными в отношении Украины в вопросе выполнения Минских договорённостей – засвидетельствовала, что в Вашингтоне хорошо понимают, кто именно не выполняет условия договора. Даже больше, учитывая, что Трамп никак не отреагировал на это заявление, можно с высокой долей уверенности говорить о том, что в Белом доме читают текст соглашений правильно, сверху вниз – сначала блок, относящийся к вопросам обеспечения безопасности, а затем всё остальное.
Крымский вопрос также остаётся временно нерешённым, хотя есть одно изменение: вряд ли кто-то теперь скажет, что Трамп готов сдать России украинский полуостров.
Итак, отвечая на вопрос журналиста из пула администрации президента США, Путин сообщил: «Позиция президента Трампа по Крыму известна, он ее придерживается. Он говорит о незаконности присоединения Крыма к России. У нас другая точка зрения: мы считаем, что мы провели референдум в строгом соответствии с международным правом, с Уставом ООН».
Конечно, с одной стороны, можно сразу отметить: Путин дал понять, что не собирается возвращать Крымский полуостров и следовать международному праву. Однако с другой, - становится понятным, что и американский президент не будет признавать за Россией право владения Крымом, а значит, санкции против РФ и дальше будут действовать – пока аннексированные территории не отойдут Украине.
Всё это доказывает предположение, что было нами ранее озвучено, - о попытках российских спецслужб перед саммитом двух президентов очернить Трампа, распространив в медиа ложную информацию о готовности того признать Крым частью России.
Вспомните, как сначала на платформе издания «BuzzFeed» появилась статья американской журналистки российского происхождения Юлии Йоффе, которая утверждала, что во время саммита Большой семёрки Трамп сообщил лидерам стран, что Крым – российская земля, так как там большая часть населения говорит по-русски.
В конечном итоге это оказалось неправдой, однако сразу после этого последовала очередная ложь – вольная трактовка разговора Трампа с журналистами на «Борту номер один». Там, отвечая на вопрос корреспондентов о его готовности признать Крым российским, американский президент сказал «Посмотрим!». В последующем Белый дом сделает заявление-опровержение и скажет, что Крым – украинская территория.
Ещё один важный результат этой встречи заключается уже в позиции самого Трампа. Американский президент снова-таки назвал Путина конкурентом, в том числе и на глобальном рынке энергоносителей. Он дал Путину чётко понять: Вашингтон будет противодействовать любым попыткам Москвы стать газовым монополистом в Европе.
«США сейчас является крупнейшим производителем нефти и газа. Мы будем продавать сжиженный газ, мы будем конкурировать с трубопроводами, и у нас есть определенные преимущества. Я достаточно жестко говорил о трубопроводе (Северный поток - 2) с Ангелой Меркель и мы увидим, что из этого получится. У нас есть много источников энергоносителей, и США сейчас гораздо в лучшей ситуации, чем раньше. Сейчас мы номер один в мире, и я думаю, что мы очень сильно будем конкурировать», - сказал Трамп.
По большому счёту это говорит лишь об одном: Соединённые Штаты собираются занять довольно весомую нишу на европейском газовом рынке. При этом Россию будут постепенно с него вытеснять. И на самом деле (учитывая санкции, относительно невысокие цены на нефть, траты на постройку трубопроводов и многое другое) Москва вряд ли в этой войне одержит победу.
И, несмотря на желание Путина угодить Трампу, выйти к нему с просьбой разделить сферы интересов на газовом рынке, Вашингтон вряд ли захочет поровну делить пирог, большую часть которого он сможет сам откусить.
Что же касается проекта «Северный поток-2», то здесь также ситуация выглядит предельно комично. Так, дабы избежать санкций и дальнейшего усугубления ситуации, российский президент пытался заверить своего американского коллегу в том, что Россия готова и дальше осуществлять транзит газа через Украину и продлить соответствующий контракт с официальным Киевом. Однако, как заявил Путин, есть одно но: Украина (по факту) должна отказаться от своих притязаний в Стокгольмском арбитраже относительно выплаты миллиардных компенсаций со стороны «Газпрома».
Примечательно, что при этом хозяин Кремля не сообщил, каковы будут условия нового соглашения. Более того, он забыл, что украинская сторона, которая начала процесс ареста активов российского газового монополиста, решила подойти к делу прагматично. Киев подал очередной иск - о пересмотре существующих тарифов на транзит российского топлива.
Особняком на этих переговорах стоит история с вмешательством России в президентские выборы в США. Сейчас американская элита обсуждает саммит. Немалая часть из числа политиков и журналистов говорят о том, что Трамп больше доверился в этом вопросе увещеваниям Путина, нежели национальной разведке. Странным также выглядело и то, как глава Белого дома вспоминал при российском президенте исчезнувшие письма Клинтон и утерянный сервер Демпартии. Впрочем, всё это – дела сугубо американские.
Здесь интересно другое – реакция Путина. Этому вопросу российский президент уделил немало времени. Он предложил Трампу воспользоваться договором от 1999 года о взаимопомощи по уголовным делам, обратиться к специальному прокурору США Роберту Мюллеру за помощью к российским правоохранительным структурам, чтобы те допросили обвиняемых им лиц – сотрудников ГРУ, хакеров и представителей фабрики «троллей», финансируемой другом Путина – Пригожиным.
Более того, он даже сказал, что Мюллер при необходимости может и сам приехать в Москву и попробовать допросить лиц, которые проходят по делу о вмешательстве в американские выборы 2016 года.
Кстати, стоит отметить, что Трамп позитивно оценил это предложение. Во всяком случае, он не преминул об этом сообщить собравшихся в хельсинском дворце журналистов.
Самое смешное, что при этом Путин рассказывает о своём личном поваре Пригожине, как о частном лице, сравнивая его с Соросом, говорит, что не интересовался информацией о 12-и сотрудниках ГРУ ГШ РФ, которых днями всё тот же Мюллер обвинил в преступлении. Что делает Путин? Он предлагает свою «помощь» взамен на сдачу основателя британского фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера – человека, который добился принятия в США и в Канаде «акта Магнитского».
Но самое смешное – то, что произошло сразу после встречи: появившаяся информация об аресте на территории США российской гражданки, Марии Бутиной, обвиняемой в шпионаже. Любопытно, что последняя была задержана ещё воскресенье - 15 июля. Поэтому, обнародование такой информации сразу же после встречи, тоже говорит об многом!
Известно, что последняя – помощница бывшего сенатора Торшина, человека, проходившего по «Испанскому делу»; оно, как вы помните, касается расследования всё того же Магнитского: об отмывании российскими чиновниками миллионных средств из федерального бюджета.
Так вот, та самая Бутина обвиняется в сговоре с целью работы агентом иностранного государства без соответствующего уведомления властей США.
Что же теперь на это скажут товарищи из Кремля? Снова будут рассказывать, что не интересовались произошедшим, и что Бутина не представляет интересы российского государства?
Что ж, стороны, в общем-то, ни к чему не пришли, ни о чём не договорились. Результат переговоров о сокращении ядерных запасов – записка, переданная российской стороной; вместо экономического диалога – создание групп бизнесменов, которые, понятно, не влияют на политику стран; любое сближение переведено на уровень экспертной группы старцев политологов.
Изменилось другое – отношение к Трампу внутри американского общества. И, вероятно, в преддверии выборов в Конгресс оно будет лишь ухудшаться. В этом-то вся и беда: глава Белого дома осознал, что с Путиным договориться нельзя, а Россия и не пыталась этого сделать. И здесь, наконец, необходимо понять уже всем: путинская Россия – токсична.
Секция «Дельта» группа Информационное Сопротивление