Россия никогда не уйдет добровольно. Почему война за Карабах еще не закончилась
Триумфаторы осенней войны на Кавказе, кто они?
44-дневная война в Карабахе, длившаяся с 27 сентября по 10 ноября, подвела черту не только территориальным потерям и приобретениям сторон конфликта. Она изменила расклад сил на Южном Кавказе, сложившийся там десятилетиями. Мало кто мог поверить, что Азербайджан так быстро отвоюет потерянные в начале 90-х территории, которые на долгие годы стали сепаратистской Нагорно-Карабахской республикой, не признаваемой во всем мире. Но поддержка Турции и невмешательство России сделали это возможным.
Безусловно, основные плоды победы пожинает Азербайджан. Президент Ильхам Алиев осуществил давние чаяния страны и избавил от имиджа проигравшего войну народа. Именно так азербайджанцы воспринимали утрату Нагорного Карабаха и семи районов вокруг него в начале 90-х. После осенней кампании 2020 года Баку возвращает под свой контроль все эти семь районов и часть территорий Нагорного Карабаха, в том числе и город Шушу — символ азербайджанской идентичности Карабаха и культурную столицу Азербайджана.
За короткие полтора месяца войны азербайджанское общество претерпело большие изменения. Благодаря успехам на фронте, армия и военнослужащие стали главной национальной гордостью. Так, 9 октября с освобождением населенного пункта Гадрут, азербайджанская армия начала стремительное наступление в Карабахе. А взятие города Шуша, который из-за своего расположения на высоте 1300 метров считался неприступной крепостью, стал настоящим всенародным праздником. По свидетельствам журналистов французской газеты Le Monde, большинство армянских военных раненных в Шуше, которых вывозили из осажденного города, имели пулевые и ножевые ранения. Это значит, что город брали практически в ближнем рукопашном бою элитные силы специального назначения Азербайджана.
Новости об этих и других освобожденных городах и селах, которые персонально во время телевизионных обращений к народу сообщал Ильхам Алиев, не могли не отразиться на его популярности. В народе стали крылатыми его фразы «Ну что случилось, Пашинян?» и гнать оккупантов «как псов».
Без сомнения, Ильхам Алиев в разы увеличил свою поддержку среди азербайджанцев. До войны в Карабахе основной заслугой 17-летнего правления Алиева считался приток нефтедолларов в страну от экспорта «черного золота». Президент Азербайджана ассоциировался с крупнейшими инфраструктурными проектами в стране и амбициозными планами на будущее. Но именно осенняя военная кампания по освобождению Карабаха, потеря которого почти 30 лет считалась национальной трагедией, вполне справедливо может сделать Алиева самым почитаемым президентом своей страны.
Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, чей электоральный рейтинг с каждым выборами проседает, также сумел консолидировать турецкое общество благодаря войне в Карабахе. Ментально близкие к азербайджанцам турки в своем абсолютном большинстве воспринимают Азербайджан как братскую страну. Если для турецкого обывателя военные кампании Эрдогана в Сирии и Ливии были не совсем понятны и требовали объяснения, то в случае с Карабахом все было предельно ясно — помогать Азербайджану освобождать земли, оккупированные Арменией. В вопросе Азербайджана солидарны были все политические силы страны: и оппозиционные Эрдогану сторонники Ататюрка, и два лагеря националистов, и исламисты. Исключением стала лишь прокурдская Партия демократических народов, которая лишь призывала стороны конфликта к примирению. Стоит отметить, что такую поддержку Азербайджану Турция оказывает давно. С начала 90-х и по сей день Анкара не имеет дипломатических отношений с Ереваном из-за оккупации Карабаха.
Союзник Азербайджана Турция получила не только возможность на дипломатическом уровне принимать участие в решении карабахского конфликта, но и продемонстрировать на поле боя эффективность своих боевых беспилотников «Байрактар». Молодые азербайджанские боевые офицеры и генералы, проходившие обучение в турецких военных заведениях, засвидетельствовали превосходство натовской школы введения боев над советской.
В отличие от двух союзников, Турции и Азербайджана, Россия на протяжении столетий использовала Армению для продвижения своей экспансии. Это не стало исключением и после 44-дневной войны. Президент РФ Владимир Путин, выступивший инициатором подписания договора о прекращении боевых действий, решил сыграть роль миротворца. Согласно соглашению, достигнутому 10 ноября, Кремль добился от Баку и Еревана согласия на ввод в Нагорный Карабах около двух тысяч российских военных, 90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что пошел на эту сделку из-за угрозы падения всего Нагорного Карабаха перед азербайджанской армией. Президент Алиев пояснил свое решение тем, что Армения фактически приняла требования Азербайджана, согласившись на вывод своих войск из оставшихся под армянской оккупацией трех районов вокруг Нагорного Карабаха.
Тем самым Россия, имеющая военную базу в Армении, фактически получила еще одну в Азербайджане. Путину удалось завоевать лояльность Алиева одним лишь невмешательством в конфликт. В Баку осознавали, что в случае участия России на стороне Армении в войне за Карабах, военная операция может затянуться надолго, и победа в таком случае выглядела бы не столь перспективной. Алиев не желал возможного повторения августовской войны 2008 года, оказавшейся неудачной для Грузии. Весьма вероятно, что миротворческий контингент РФ и стал платой Азербайджана за неучастие России в войне и возможность освобождать свои земли.
Путин смог убедить и Пашиняна согласиться на свой план разрешения войны в Карабахе. Кремль не доверял армянскому премьеру, который пришел к власти на волне народного протеста весной 2018 года. В Москве подозревали, что новые власти заигрывают с Западом, и всеми возможными силами хотели повлиять на Пашиняна. Не исключено, что карабахская война-2020 разрабатывалась в стенах Кремля как план наказания армянского премьера и была предложена Баку. Тот, в свою очередь, не упустил исторического шанса вернуть Карабах.
Вот почему именно армянскому премьеру и его стране досталась судьба единственно проигравшей стороны карабахского конфликта. Армения потеряла в войне четыре района, которые захватила у Азербайджана в 1993 году, стратегические города в самом Нагорном Карабахе (Гадрут и Шушу) и согласилась без боя вывести свои войска еще из трех оккупированных районов Азербайджана. В тексте соглашения о прекращении огня, на котором свою подпись поставил Пашинян, не было ни слова о статусе Нагорного Карабаха. Это сделало еще более унизительным для Еревана договор, подготовленный в Москве.
На своей родине Никол Пашинян ожидаемо столкнулся с требованиями отставки. В ночь подписания договора протестующие ворвались в его администрацию и здание парламента. Армянское общество обвинило его в предательстве, а оппозиция, начавшая массовые протесты, не приостанавливает их до сих пор.
Осень 2020 года в Карабахе, прошедшая под знаком войны, близится к концу. Согласно договору президентов Азербайджана, Армении и России, к 1 декабря армянские вооруженные силы покинут все занятые ими территории вокруг Нагорного Карабаха. Однако в сам Нагорный Карабах теперь приходит Россия. Срок пребывания миротворческого контингента РФ составляет 5 лет с автоматическим продлением на такой же срок при условии, что Баку или Ереван не заявят за 6 месяцев до его истечения о намерении прекратить применение данного положения.
Как показывает современная история, Россия никогда не уходила с занятых на постсоветском пространстве территорий добровольно. А это значит, что война в Карабахе еще не закончилась.
Асиф Алиев для «Главкома»