Сербия поступила по-предательски. Как правильно ответить Украине
В течение лишь одной недели декабря Сербия два раза голосовала против Украины в международных организациях
В июле 2018 года президент Украины Петро Порошенко и президент Сербии Александр Вучич договорились что «не будут голосовать друг против друга». Украинская сторона сдержала свое слово и поддержала Сербию по вопросу одностороннего провозглашения независимости Косова. Украина постоянно придерживается точки зрения, что автономный край Косово и Метохия является составной частью Сербии, и всегда голосует в пользу Сербии по этому вопросу.
Но, кажется, что сербская сторона уже успела забыть договоренность двух президентов о том, что обе стороны не будут голосовать друг против друга. За декабрьскую неделю сербские официальные делегации успели два раза нарушить договоренность и проголосовали против Украины.
Первый раз, 17 декабря, Сербия проголосовала против предложенной Украиной резолюции в ООН, в тексте которой требуется вывести российские оккупационные войска из Крыма, осуждается милитаризация Россией полуострова, Азовского и Черного морей.
Второй раз, 22 декабря, Сербия снова проголосовала против украинской резолюции в ООН, в которой Олег Сенцов, Владимир Балух и Эмир-Хусейн Куку признаются политическими заключенными, а Российскую Федерацию призывают освободить всех незаконно заключенных украинцев.
Сербия повела себя по-предательски. Понятно, что Украина должна каким-то образом отреагировать. Здесь предлагается ответ Киева как наиболее правильный, и для самой Украины, и для Сербии. Ответ должен быть асимметричным, так как самой Украине действительно более выгодно поддерживать Сербию по вопросу Косово, хотя бы потому что тем самим Украина поддерживает и саму себя по вопросу Крыма и Азовского моря, а судя по агрессивным действиям РФ, и вообще по вопросам целого Чёрного моря.
Для правильного ответа Украины, сначала нужно правильно понимать ситуацию в Сербии. Три главных пункта которые важно знать.
1. Теперешнее правительство Сербии сознательно выбрало геополитическую стратегию полностью противоположную украинской – официально Сербия заявляет о приверженности военно-политическому «нейтралитету», в то время, как Украина выбрала европейский и евроатлантический путь – вступление в НАТО и ЕС. Но, при всех больших словах о «нейтралитете», президент Александр Вучич летит в Москву к Путину, практически, по любому вопросу, который касается проблемы Косово. Согласно российским источникам, которые опубликовал «ИнформНапалм», Вучич в октябре 2018 года просил военной помощи у Путина. ЧВК «Патриот» выразил желание помочь «братскому народу» в отстаивании своих интересов в Косово. Всё становится более понятным, если учесть, что некоторые мелкие, но агрессивно настроение пропутинские политические организации в Сербии, открыто признались, что «товарищи в Кремле нам предложили создать союз независимых стран на Балканах, потому что на данный момент, это наша единственная возможность противостояния НАТО на Балканах». Понятно, что если стороны движутся стратегические в полностью противоположных направлениях, то изначально ни о каком «сотрудничестве и взаимовыгодных договорах» не может быть речи.
2. Нужно понимать, что с теперешним правительством Сербии, которое и предало Украину, ни о чем серьёзном договариваться на долгосрочный период просто невозможно. Для них даже несколько месяцев это слишком долгий срок, после которого они начинают забывать про договоренности. Верх берут эмоции и жадность, что мешает полагаться на логику, самоуважение и порядочность.
3. Единственное, что берут в долгосрочное внимание лидеры теперешней Сербии - это их отчаянная потребность в безвозвратной финансовой помощи, которая приходит с Запада. При всей демонстративной любви к России, основную финансовую помощь Сербия получает от Европейского Союза и США. Так, в период с 2000 года от ЕС и США Белград получил около 4 млрд. евро безвозвратной помощи. От России Сербия такую помощь не получает, а в качестве помощи приходит старая российская техника, например – шесть боевых самолетов или льготные кредиты РФ в разного рода проекты преимущественно в энергетической сфере, что по факту является инвестициями. Но даже по инвестициям Россия вкладывает в Сербию на порядок меньше - за 2010-2017 годы РФ инвестировала 1,4 млрд. евро, тогда как ЕС инвестировал 10,2 млрд евро. Поэтому, для Белграда важно «казаться» перед Западом «своим». «Казаться» означает то, что сербской власти очень нужно представление Сербии в разных докладах, на встречах международного формата как «нейтральной страны». Для них любой доклад, упоминание о том, что правительство Сербии, на самом деле, гораздо больше и решительнее сотрудничает с путинским режимом, чем с НАТО и/или ЕС, является катастрофой.
Имея в виду три выше изложенных пункта, для украинской стороны было бы важно в ближайшее время следующее. Продолжать занимать в международных организациях принципиальную позицию по вопросу Косово. Это прежде всего украинский интерес. На разных международных площадках важно представить доклады по поводу тесного сотрудничества Сербии с Кремлём, а особенно по военным вопросам. Причем, они должны быть включены в стратегические документы, принимаемые в ходе международных встреч. Цель – развеять миф о нейтралитете сербской власти.
Вот эти два пункта с предложением по ассиметричному ответу смогут повлиять на сознание теперешней власти в Сербии, и есть вероятность что их отношение к Украине изменится в лучшую сторону.
Венцислав Буйич,
директор Фонда Сербско-Евроатлантического
Сотрудничества (СЕАС), Белград