Сколько стоит налогоплательщикам «коммуналка» Верховной Рады
Каждый раз с приходом зимы чиновники пиарятся путем популистских обещаний
«В стране дефицит угля», «мы не переживем зиму», «коммуналку снова повышают» – такие тезисы каждую осень продуцируют политики.
Движение «Честно» решило проверить энергоэффективность помещений Верховной Рады и выяснило, что за год парламентские здания тратят почти 25 млн грн на оплату коммунальных услуг. И об этом народные депутаты не говорят.
«Энергоэффективная Рада»
В стенах Верховной Рады политики находятся значительную часть своего времени, но не платят за предоставленные коммунальные услуги по своему кошельку. И, конечно, не поднимают вопрос энергоэффективности помещения.
Для анализа Движение «Честно» взяло у Аппарата Рады данные за 2020 год об административных зданиях парламента. Их балансодержатель – Управление административными зданиями Аппарата ВРУ.
По данным Аппарата Верховной Рады, наибольшие объемы потребления жилищно-коммунальных услуг и соответственно суммы в платежках у здания, где расположены Комитеты ВРУ (ул. Садовая, 3а). За все коммунальные услуги за год уплатили около 6 млн 820 тыс. грн.
Далее по расходам по общей сумме коммунальных услуг – дом на Грушевского, 5 (здание пленарных заседаний). За 2020 год государство оплатило около 4 млн 830 тыс. грн.
Именно в этом доме довольно странным по поводу потребления электроэнергии показался летний период. Ведь один месяц у нардепов вообще нет пленарных заседаний, а объемы потребления электроэнергии в третьем квартале – вдвое больше зимних месяцев. Может быть, такие аномалии связанны с общей системой кондиционирования, которая включается на весь дом.
Заметим, что во втором полугодии на Грушевского, 5 резко возрастает потребление и водоотвод холодной воды. Причины такой разницы в показателях неизвестны.
В то же время мы видим, что на бытовые отходы – нулевые расходы. И это не единственное здание, где вообще нет такой статьи расходов. Вероятно, бытовые отходы из этого и других зданий калькулируют в составляющей тарифа на Садовой, 3а.
Далее, в соответствии с суммами в платежках за коммунальные услуги, здание по адресу Садовая, 3. Там расположены Секретариаты депутатских фракций и часть Аппарата Рады. Всего в прошлом году за жилищно-коммунальные услуги государство заплатило более 2 млн 990 тыс. грн.
Дом на Банковой, 6-8, где расположены также часть Аппарата Верховной Рады и часть комитетов, потребляет услуги более чем на 2 млн 620 тыс. грн.
Что интересно: если в предыдущих постройках мы видели нулевые расходы на бытовые отходы, то на Банковой они есть, и здесь – своя особенность. Почему-то в последнем квартале года они растут где-то в четыре раза по сравнению с первым кварталом.
Движение «Честно» поинтересовалось у ВРУ относительно таких аномалий в потреблении коммуналкой. В Управлении административными зданиями Аппарата объясняют, что в прошлом году в связи с введением карантинных ограничений из-за Covid-19 доступ к домам был ограничен и организован работу дистанционно, изменено расписание пленарных заседаний, ограничено в общем количество посетителей ВРУ, а в четвертом квартале было восстановлено обычный режим работы.
Здание, которое находится на балансе в ВРУ по адресу Грушевского, 18/2, где обычно проходят заседания парламентских комитетов и фракций, потребляет немного меньше. Сумма за жилищно-коммунальные услуги – более 2 млн 580 тыс. грн.
Около 1,5 млн грн государство заплатило за коммуналку в здании по адресу улица Большая Житомирская, 11, где находится часть Аппарата ВРУ и комитетов.
Около 2 млн грн тратят из бюджета за жилищно-коммунальные услуги в других двух зданиях Рады – на Банковой, 5-7 (1,1 млн грн) и Шелковичной, 4 (0,98 млн грн).
Меньше всего Верховная Рада потребляет коммуналки в здании по адресу улица Институтская, 8, где находится часть Аппарата Рады и комитетов. В прошлом году госбюджет оплатил там коммуналки на сумму около 360 тыс. грн.
В целом управление административными зданиями Аппарата ВРУ отметило, что мероприятия по повышению энергоэффективности будут проводить во время реконструкции этих зданий. Однако пока его не планируют. Поэтому за 2020 год госбюджет заплатил коммуналку в Раде на общую сумму около 23 млн 700 тыс. грн.
Учитывая, что правительство решило зафиксировать цену на жилищно-коммунальные услуги для индивидуальных потребителей, то бюджетным организациям и учреждениям нужно будет расплачиваться за такие «услуги».
И только на примере зданий ВРУ можно понять, насколько больше заплатит госбюджет (в прямом смысле с наших налогов) за коммуналку из-за таких «сезонных» популистских решений.
12 ноября президент Владимир Зеленский подписал закон «Об энергетической эффективности», который был принят парламентом 21 октября. Закон направлен на создание новых рамочных условий для стимулирования энергоэффективности во всех секторах экономики.
Однако, как мы уже увидели из ответа Аппарата ВРУ и предложений нардепов, – энергоэффективные меры саму Верховную Раду минуют и в этот раз.
«Борьба» с тарифами
Каждую осень народные депутаты пиарятся путем популистских обещаний, например, списать всю задолженность для населения или вообще освободить граждан от уплаты коммуналки.
Каждую осень правительство разводит руками и пытается погасить тлевший десятилетиями пожар. То есть маневрировать между экономической реальностью и политической целесообразностью, а именно сдержать рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги для бытовых потребителей. Но разница в цене возлагается на госбюджет, который формируется по тем же налогам граждан.
Только с начала шестой сессии Рада девятого созыва зарегистрировала около 7% законопроектов, касающихся снижения тарифов на коммунальные услуги и улучшения жизни украинцев в этой сфере. А начиная еще с августа депутаты из разных политсил начали громко заявлять, что население не переживет эту зиму, говорить о дефиците угля, «тарифном геноциде».
Место «величайших борцов» с тарифами пытаются поделить между собой группа Вадима Новинского и депутаты от фракции «Оппозиционной платформы – За жизнь».
Часто эти законодательные инициативы не подлежат здравому смыслу и подвергаются сокрушительной критике Главного научно-экспертного управления Аппарата Рады, которое по регламенту вынуждено их анализировать и давать свои выводы.
Народные депутаты от фракции «ОПЗЖ» в сентябре этого года зарегистрировали законопроект об установлении моратория на повышение тарифов на коммунальные услуги и моратория на прекращение предоставления этих услуг в период пандемии». Это альтернативный законопроект к проекту представителя «Слуга народа» Максима Заремского. Однако последний предложил запретить прекращение предоставления коммунальных услуг гражданам в случае их неуплаты или оплаты не в полном объеме.
Все те же нардепы от фракции «ОПЗЖ», Наталья Королевская, Валерий Гнатенко, Юрий Солод предлагают внести изменения в законодательство по льготам пользования жильем, отоплением и освещением для педагогов.
В этом документе нардепы предлагают, чтобы государство обеспечило бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением педагогическим работникам и пенсионерам, которые были ранее педагогическими работниками в сельской местности и поселках.
Свою работу фракция «Оппозиционная платформа – За жизнь» активно освещает на партийном сайте и в средствах массовой информации. Сопредседатель партии Вадим Рабинович на канале «Украина 24» заявляет:
«Власти многократно повысили тарифы для бизнеса – в результате растут цены на продукты. А после того, как повысят тарифы для населения, у людей просто не будет денег, чтобы пережить эту зиму!».
Такие месседжи можно проследить еще с августа.
В то же время, парламентарии из фракции «Батькивщина» также занимают свою медийную нишу в борьбе с тарифами.
10 сентября нардепы зарегистрировали законопроект по увеличению льгот за пользование коммунальными услугами. Этим законопроектом нардепы предлагают увеличить с 25% до 50% скидку для семей, в которые входят дети войны при плате за коммуналку.
«Батькивщина» также за эти три месяца предлагает свой план действий по неотложным мерам по преодолению кризисной ситуации, которая сложилась вследствие роста цен на энергоносители.
Свою лепту в законотворческое наследие внесли и народные депутаты фракции «Европейская солидарность» с проектом госбюджета на 2021 год (об увеличении расходов на обеспечение первоочередных потребностей отопительного сезона).
В нем они отмечают: «наличный острый кризис с недофинансированием услуг по теплоснабжению: у местных бюджетов существенный дефицит в средствах для покрытия разницы в оплате за энергетические услуги в течение текущего отопительного сезона».
Партия «Голос», хоть и не присоединилась к этому законотворческому наследию, но в своих выступлениях также критикует власть по подготовке к отопительному сезону. Депутат «Голоса» Инна Совсун отмечает:
«Работа украинских ТЭС под угрозой – запасы угля там сокращаются на 4% в день, а новых поступлений нет. Соответственно, если ситуация не изменится, стране угрожают веерные отключения».
***
Если отслеживать тенденции, то тяга к популизму просыпается у народных депутатов посезонно. Тема тарифов, отопительного сезона и вообще коммуналки является постоянной темой для критики власти оппозиционными депутатами, но ни один из них так и не поинтересовался тем, как можно повысить энергоэффективность парламентских зданий.