Украинский экспорт: почему мы продаем дешевое, а завозим дорогое
С несомненной выгодой для себя Украина экспортирует не так уж много
За 11 месяцев минувшего года Украина увеличила экспорт своих товаров за границу на 20,6% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. Как сообщает Министерство экономического развития, сумма украинского экспорта за январь-ноябрь 2017 составила 39,5 млрд долларов.
За этот же период импорт заграничных товаров в Украину, по данным «Укрстата», вырос на 27,4%, составив 44,7 млрд долларов. Таким образом, сальдо внешнеэкономической торговли Украины остается отрицательным, и его размер за год увеличился на 85%. Если к декабрю 2016 года оно составляло –2,8 млрд долларов, то к декабрю 2017-го выросло до –5,2 млрд долларов.
Сайт «Сегодня» пишет, почему часто импортируются и экспортируются одни и те же товары. Причем, как правило, импортируемая продукция оказывается более дорогой, чем наша, которая уехала на экспорт. Не потому ли цены на украинском рынке растут? И не потому ли в результате внешнеторговое сальдо Украины оказывается отрицательным?
Так мы ввозим или вывозим?
Картошку, как утверждает статистика, мы активно продаем за границу, но также и покупаем. За 11 месяцев прошлого года за границу отправились 14,7 тыс. тонн украинского картофеля, а из-за границы в Украину прибыло 3,8 тонн. При этом цена экспортной картошки составляла 0,2 доллара за килограмм, а цена импортной – 0,5 доллара за кг. Так что «заработок» Украины (сальдо) от такого обмена составляет всего 1 млн долларов. Причем удивительно, что с некоторыми странами, судя по данным «Укрстата», мы просто обмениваемся картошкой. Например, в Беларусь мы отправили с января по ноябрь 10,5 тыс. тонн картофеля, а завезли из Беларуси 255 тонн. В Россию вывезли 1,7 тонн – а завезли из РФ 160 тонн.
Кроме Беларуси основными потребителями украинской картошки стали Молдова (ок. 2000 тонн) и Азербайджан (1891 тонна). 22 тонны картофеля у нас купил Туркменистан, 11 т – Австрия, 7 т – Панама, 3,6 т – Маршалловы острова, 2 т – Великобритания и Мальта. В отчет «Укрстата» попали также 20 кг украинской картошки, экспортированной в Албанию, 30 кг – в Малайзию и по 40 кг – в Италию, на Филиппины и в Антигуа и Барбуду.
Интересна ситуация с импортом-экспортом лука. В прошлом году Украина вывезла 15,5 тыс. тонн лука, выручив за него 3,1 млн долларов, а ввезла вдвое меньше - 7,8 тыс. тонн, заплатив при этом чуть ли не вдвое большую сумму: 5,1 млн долларов. В итоге получается, мы вывезли из страны 7,6 тыс. тонн лука, да еще и около 2 млн долларов в придачу. Правда, надо признать, что география лукового экспорта и импорта мало совпадает. Экспортный лук идет в основном в Беларусь, Ирак, Польшу, Великобританию, Латвию, Узбекистан, а импортный прибывает из Голландии, Польши, Китая, Кореи, Таджикистана.
По остальным овощам ситуация похожая. Так, чеснока мы экспортировали 238 тонн менее чем на 400 тыс. долларов, а импортировали 2137 тонн на 2,23 млн долларов. Капусты разных видов вывезли 2,3 тыс. тонн на 0,5 миллиона долларов, а завезли 8 тыс. тонн на 2,7 млн долларов. Моркови, свеклы вывезли 1,3 тыс тонн на 405 тыс. долларов, а завезли 2,5 тыс. тонн на 673 тыс. долларов. Ну, и так далее.
Почему подорожали баклажаны
Говоря об инфляции, сообщалось, что в минувшем году больше всех подорожали баклажаны – на 208%. Но если посмотреть на внешнеторговые путешествия этого овоща, получается такая картина. В минувшем году (за 11 месяцев) Украина продала 372,5 тонны баклажанов за 131,8 тыс. долларов, то есть по 35 центов за килограмм. За тот же период Украина купила почти 675 тонны баклажанов за рубежом за 995,8 тыс. долларов, то есть по цене 1 доллар 47 центов за килограмм.
Если подводить баланс по сырым сельхозпродуктам, с несомненной выгодой для себя Украина экспортирует не так уж много. Бобовые (горох, фасоль): в минувшем году их продано за рубеж 157 тыс. тонн за 35 млн долларов, а закуплено за границей всего 1,6 тонны за 3 тыс. долларов. Шампиньоны: продали 441 тыс. тонн за 398 тыс. долларов, а купили всего 387 кг за 500 долларов. Орехи: вывезли 23,6 тыс. тонн, выручив за них 77 млн дол., завезли 2 тыс. тонн, заплатив 11 млн дол.). По мороженым овощам положительный баланс (продаем 6,8 тыс. тонн, покупаем 3,7 тыс. тонн). И, как ни удивительно, по дыням-арбузам: мы продали 18,3 тыс. тонн, выручив 2,6 млн дол., а купили – всего 1,7 тыс. тонн, заплатив 600 тыс. долларов.
Кстати, по данным «Госстата», в минувшем году Украина выступала в роли экспортера бананов, апельсинов, грейпфрутов, авокадо и прочей экзотики. Бананов, например, мы продали 9,5 тонн за 13,4 тыс. долларов. Правда, при этом импорт бананов в Украину составил более 215 тыс. тонн, а плата за них – 127 млн долларов. Основными потребителями «украинских бананов» стали Грузия (1,8 тонн), Австрия и Панама (по 1,2 тонн). При этом Панама нам продала тысячу тонн бананов.
Свинины мы завозим больше и дешевле, чем продаем
В минувшем году Украина продала за границу на мясо 22,6 тыс. тонн крупного рогатого скота, выручив 31,5 млн долларов, и 10 тыс. тонн мяса крупного рогатого скота, заработав 28 млн дол (не считая субпродуктов). Импорт говядины гораздо скромнее: менее 1 тыс. т.
Также было продано 2,8 тыс. тонн свиней (4,3 млн дол.) и 4,7 тыс. тонн свиного мяса (ок. 10 млн дол.). Но при этом завезли свиного мяса в Украину даже больше: 5,1 тыс. тонн на сумму 9,1 млн долларов.
А вот баранины мы продали 111 тыс. тонн, а купили только 13 тыс. тонн. Но экспортная цена составляла 3,3 доллара, а ввозная – 16,4 доллара. Поэтому на разнице Украина заработала всего ничего.
Колбасные изделия Украина импортировала вдвое больше, чем экспортировала – 439 тыс. тонн и 242 тыс. тонн соответственно. А вот по цене импорт обошелся нам дороже экспорта втрое (2,7 млн и 0,9 млн дол. соответственно).
Эксперты: все объясняется логистикой и качеством продукции
Максим Пархоменко, аналитик Альпари:
- Зачастую такие операции сопряжены с разными сортами продуктов. Так, при стоимости товара в 0,2 доллара, тонна продукта будет стоить 200. Исходя из этого, стоимость хранения и доставки будет крайне сильно изменяться от региона к региону. Например, стоимость картофеля из Беларуси в Киеве вполне может равняться стоимости картофеля из Херсона и Одессы из-за дальности доставки.
Что касается влияния таких операций на торговый баланс – объем торгового сальдо превышает несколько миллиардов долларов. Из-за чего влияние на сальдо баланса сравнимо с действием гомеопатии на организм человека.
Алексей Дорошенко, директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей:
- Да, мы вывозим и завозим одни и те же товары. Причин несколько. Во-первых, подобное движение всегда происходит в приграничных регионах. Например, если везти тот же самый лук из Херсонской области в Черниговскую, то логистика подсказывает, что выгоднее ввезти лук из Беларуси. Вторая причина – сезонность. Мы вывозим и завозим одни и те же товары в разное время года. Когда у нас сезон – мы экспортируем. А в межсезонье начинается импорт того же самого товара. Более дорогого, но и более качественного.
Сейчас, особенно последние годы, мы сталкиваемся с ситуацией, когда у нас общий объем выращенной продукции растет, а объем качественной продукции снижается. Потому что, чтобы вырастить более качественную продукцию, надо больше вложить. В производство, в удобрения, чаще проводить опрыскивания – например, не по 3 раза, а по 4. А мы стараемся сэкономить, и получаем более низкокачественную продукцию. Потом, у нас не хватает овощехранилищ. В результате уже сейчас, в конце января, наша продукция – весьма посредственного качества. А если человек зарабатывает, условно говоря, тысячу долларов в месяц, он приходит в магазин и хочет купить хороший продукт. Отечественные продукты хорошего качества он уже не может купить, поэтому ему предлагают импортную продукцию.
То есть вопрос экспорта связан еще и с качеством продукта. Часто мы завозим продукты более высокого качества, чем выращиваем и экспортируем.
Конечно же, такие перетоки товара – это негативный фактор с точки зрения экономики. Но, с другой стороны есть и позитив. С финансовой точки зрения есть негатив, а если говорить о конкуренции – это позитив. Потому что подобные перетоки рождаются в конкуренции, и в целом помогают сдерживать цены на внутреннем рынке.