В Австралии достроили самый длинный забор от миллионов диких кошек
Расплата за колонизацию два века спустя: одичавшие кошки заполонили 99% континента и массово уничтожают млекопитающих и птиц
В конце мая 2018 года в Австралии закончили строительство самого длинного забора от миллионов одичавших кошек, которые за два века распространились почти по всей территории страны. Они охотятся на мелких млекопитающих и птиц, уничтожив или поставив под угрозу вымирания больше двух десятков редких видов.
По задумке правительства, забор будет защищать вымирающие виды от хищников до тех пор, пока не восстановится популяция. Однако это не решает проблему растущего числа одичавших кошек, которые давно приобрели репутацию «вредителей», нападая на людей и их питомцев.
Опасность одичавших кошек
В Австралии одичавшие кошки представляют собой уникальное явление: в отличие от других хищников, они приспособились к жизни в любой местности, в том числе в лесах и пустынях. Их трудно заметить в зарослях, сложно поймать или приманить, так как они любят поедать ещё живую жертву. Первые особи кошачьих прибыли в Австралию в конце 1850-х годов на европейских кораблях, куда их брали для борьбы с мышами.
Поселенцы поняли, что на континенте живёт огромное количество мелких млекопитающих, угрожающих запасам продовольствия, после чего в Австралию начало прибывать вдвое больше кошек. Хищники спешно занялись охотой на местных млекопитающих — грызуны никогда не сталкивались с таким видом кошек, поэтому зачастую погибали. Не встретив сопротивления, хищники быстро размножились, помимо грызунов нападая на рыб, птиц, ящериц, земноводных и насекомых.
Современная популяция одичавших кошек в Австралии достигает от двух до шести миллионов особей, хотя изначально назывались цифры в 20 миллионов. Такой сильный разброс связан с тем, что кошки отлично прячутся и стремительно размножаются, не встречая серьёзного сопротивления. Они покрыли 99% континента — каждая особь съедает в день примерно пять животных других видов. Аппетиты хищников стали причиной вымирания как минимум 27 видов, включая уникальных для Австралии пустынных бандикутов и больших ушастых прыгучих мышей (Notomys macrotis).
Порой одичавшие особи нападают на домашних собратьев и их хозяев. По словам местного фермера Адама Уайтхауса (Adam Whitehouse), когда он попытался отбить питомца от хищника, тот крепко вцепился когтями и зубами в ногу мужчины, а затем оставил глубокие ссадины и укусы на руке. Как вспоминает мужчина, размерами особь напоминала скорее пантеру, а не кошку. Исследователи подтверждают — дикие представители вида действительно вырастают большими, а их средний вес составляет семь килограммов.
«Истребление во благо»
Вымирание млекопитающих — это больная тема для Австралии. С момента образования первых поселений на континенте вымерло примерно 30 уникальных видов животных, тогда как в той же Северной Америке исчез лишь один вид млекопитающих. Так как основную роль в такой ситуации сыграли кошки, убивающие по несколько миллионов различных особей в сутки, власти и активисты не могли игнорировать происходящее.
Основной план правительства по снижению популяции одичавших кошек заключается в частичном истреблении этих особей. В 2015 году власти предложили в течение пяти лет отлавливать и усыплять животных, чтобы к 2020 году их численность снизилась на два миллиона. «Наши родные виды просто не умеют сосуществовать с одичавшими кошками. Они не развивались рядом с подобными хищниками», — объяснял представитель комиссии по делам вымирающих видов Австралии Грегори Эндрюс (Gregory Andrews).
Предложение властей неоднократно критиковали защитники животных и некоммерческие организации, а также основатель рок-группы The Smiths Стивен Моррисси и французская актриса Брижит Бардо. Музыкант назвал такую политику «идиотской», обвинив австралийское правительство в отсутствии уважения к животным, а актриса сравнила план с «геноцидом». В комиссии признают, что это не идеальный план, но он поможет сохранить вымирающие виды от кошек.
Одичавшие кошки — это не единственные животные, популяцию которых предлагали сократить искусственно. В мае 2015 года правительство юго-восточного штата Виктория объявило о разработке плана по частичному истреблению коал. Из-за резкого увеличения популяции животным перестало хватать листьев прутовидного эвкалипта, которыми они питаются.
С помощью сокращения численности местное руководство рассчитывало предотвратить повторение кризиса 2013 года, когда от голода скончались полторы тысячи коал. Предложение встретили протестами, поэтому эксперимент так и не провели. Вместо этого власти штатов с перенаселением коал избирают медленные, но более гуманные способы снижения популяции — стерилизуя или перевозя коал в другие регионы.
Альтернативные варианты
Популяцию одичавших кошек тяжело снизить классическим путём. Их сложно и трудоёмко отлавливать для стерилизации, так как, в отличие от коал, они спариваются куда чаще и дают больше потомства. Более того, коалы или кенгуру, популяцию которых тоже порой регулируют искусственно, обитают в определённых регионах, а кошки распространились по всему континенту. У властей и активистов просто недостаточно людей, чтобы отловить столько особей.
Изменить положение сил может технология CRISPR. Она позволяет найти в ДНК нужный ген, удалить или подправить его, что может привести к частичной или полной мутации. Специалисты Государственного объединения научных и прикладных исследований и некоммерческой организации «Охрана дикой природы Австралии» полагают, что с помощью этой технологии можно видоизменить гены одичавших кошек и снизить их популяцию.
Как это должно работать: учёные ловят и видоизменяют гены диких представителей так, чтобы у них рождались только мужские особи, а затем выпускают на волю к сородичам. Через какое-то время количество «оригинальных» животных снизится до минимума, и кризис закончится. Пока у такого плана две основные проблемы: есть риск, что «коты-шпионы» начнут спариваться с домашними кошками или серьёзно мутируют. Из этого вытекает вторая проблема — государство пока не готово так рисковать и давать добро на полномасштабные испытания.
На этом фоне забор, строительство которого закончили в конце мая — это единственная более-менее перспективная мера. Ограждение, составляющее два метра в высоту, возвели в центральном заповеднике страны Newhaven при финансовой поддержке британского бизнесмена и основателя организации «Охрана дикой природы Австралии» (Australian Wildlife Conservancy) Мартина Копли (Martin Copley). К 2020 году он пообещал расширить границы ограждения до 140 километров. За оградой спрячут одиннадцать вымирающих видов, а за тем, чтобы туда не пробрались кошки, кролики и лисы, будут следить рабочие.
Исполнительный директор «Охраны дикой природы Австралии» Аттикус Флеминг (Atticus Fleming) полагает, что к 2020 году эта зона станет самой «свободной территорией» от одичавших кошек. Специалист полагает, что с этим Австралия наконец снимет с себя статус «глобального центра вымирания млекопитающих».
«Уже много всего испробовали. Улучшенные приманки, улучшенные ловушки и, в долгосрочной перспективе, технологии типа изменения генов. Но на данный момент нет никакой панацеи и никаких гарантий, что она появится. Поэтому сейчас появление таких свободных территорий критически необходимо. Как только вы избавитесь от лис и котов, местные виды млекопитающих расплодятся как кролики. В этом вся суть заповедника: хотя вокруг него установили забор, это сделано для восстановления природных условий. Иронично, но именно территорию вне ограждений нельзя назвать оригинальной, так как она заполнена кошками и лисами», - говорит Флеминг.