Зеленский: я не начну войну на Донбассе
Украина подготовила «план Б», если переговоры в «Нормандском формате» в Париже 9 декабря окажутся безрезультатными
Украина не начнет войну на Донбассе, какими бы ни были результаты переговоров «Нормандской четверки» в Париже 9 декабря. Об этом в интервью в воскресенье журналистам Spiegel, Time, Le Monde и Gazeta Wyborcza сказал президент Украины Владимир Зеленский.
«В любом случае я не начну войну на Донбассе. Однако я знаю, что есть много горячих голов, особенно тех, кто в настоящее время гуляет по улицам, говоря: давай, мы отобьем Донбасс! Но какова цена? Я считаю, что этими людьми руководят предыдущие правители. И, честно говоря, меня это удивляет. И не только меня – спросите политиков за границей», – сказал президент Украины Владимир Зеленский западной прессе, сообщает 2 декабря интернет-версия немецкого журнала Spiegel (Шпигель).
Лидер Украины назвал «самый сложный вопрос» на переговорах – о контроле над границей с Россией со стороны самопровозглашенных республик.
«Это будет самый сложный вопрос из всех – если мы только доберемся до его обсуждения», – отметил Владимир Зеленский.
Во время интервью он сказал, что у него есть «план Б» и его суть не в том, что «все осталось, как сейчас».
Владимир Зеленский назвал «неправдой» мнение о том, что на территории, неподконтрольной Украине, проживает большинство, которое хотело бы жить в России.
«Те, кто за Россию, могут уехать. Россия в настоящее время раздает нелегальные российские паспорта. Каждый человек имеет право выбирать, где он хочет жить», – подчеркнул президент Украины.
Выборы на деоккупированном Донбассе, по его словам, должны пройти по украинскому закону – без присутствия вооруженных боевиков и группировок.
Он коснулся темы трехсторонних газовых переговоров и первой личной встречи с президентом России Владимиром Путиным.
«У меня было три телефонных звонка, и они были продуктивными. Ведь мы вернули наших моряков, арестованных в России, а также политзаключенных. […] Для меня важно, что проблема газа сама по себе является вопросом. Что бы ни пожелали обе стороны, они никоим образом не должны быть связаны с Донбассом. Хотя я не исключаю, чтобы транзит газа также рассматривался в "Нормандском формате"», – отметил президент Украины Владимир Зеленский, сообщает Spiegel.
Предыдущая встреча «Нормандской четверки» на высшем уровне проводилась в Берлине 19 октября 2016 года. Десятилетний контракт «Газпрома» и «Нафтогаза с Газпромом истекает 31 декабря 2019 года. Как сообщает Украинское национальное информационное агентство, Украина настаивает на заключении долгосрочного контракта относительно продления транзита газа.
Лавирование между иллюзиями
Некоторые украинские политологи и эксперты, оценивая желаемые для Украины результаты переговоров в «Нормандском формате» 9 декабря в Париже, говорят о недостаточно проделанной работе для результативного завершения саммита.
«Мне кажется, что главная цель интенсификации «Нормандского формата» и переговоров в Париже, это, прежде всего, попытка получить нынешним украинским руководством представления о реальной геополитической картине мира и места Украины на ней. Последние заявления президента Франции Эммануэля Макрона, немецкая поддержка «Северного потока – 2», «Украиногейт» в США, не делают Украину сильнее», – говорит корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» политолог Александр Харебин.
Он считает, что руководство Украины все еще может «находиться в иллюзиях» и «лавировании» между «весьма разнонаправленными запросами избирателей без собственных осознанных и согласованных с партнерами действенных рецептов выхода из сложных ситуаций».
«Это ослабляет Украину сильнее, чем сам факт войны на Донбассе. Исходя из этого, задачей минимум для Владимира Зеленского является фиксация и продолжение санкционного давления на Россию, публичная поддержка европейскими лидерами территориальной целостности Украины, включая украинскую принадлежность Крыма, а также неизменность порядка выполнения Минских соглашений, особенно в части контроля над государственной границей», – подчеркивает Александр Харебин.
Он перечисляет список вопросов, которые также необходимо рассмотреть на встрече «четверки»: уход России из Донбасса, финансовые аспекты деоккупации территории, а также ситуацию с газовым транзитным шантажом, навязываемым Россией.
«Поэтому попытка за одну встречу поднять на поверхность весь спектр проблем это, на мой взгляд, «разведка боем» плюс вера Владимира Зеленского в собственные переговорные способности. Надеюсь, что советники президента Украины четко прописали все сценарии и имеют отработанные планы на случай как прорыва в переговорном процессе, так и в случае краха иллюзий о способности России признавать свою вину», – подчеркивает Александр Харебин.
Перед встречей в Париже: вопросов много
Директор Центра внешнеполитических исследований «OPAD» имени Александра Никонорова Сергей Пархоменко считает, что «Нормандский формат» не способен справиться со всеми вызовами, которые стоят перед Украиной: возвращением Крыма и Донбасса, урегулированием конфликта на востоке.
Заявления лидера Украины о повестке переговоров в «Нормандском формате», по словам политолога, демонстрируют желание провести встречу без явных результатов.
«В идеале было бы общеполитическое коммюнике – по ситуации на Донбассе. Президент Зеленский понимает, что нужно вывести все войска и взять под контроль границу. Иначе – если во время саммита «четверки» договорятся до «особого статуса» для Донбасса и про выборы при невыведенных войсках, то нельзя исключать, что в стране начнется новый Майдан», – говорит Сергей Пархоменко.
Вместе с тем, Сергей Пархоменко говорит о будущих непростых переговорах в Париже, в которых Германия и Франция, в лучшем случае, по его мнению, займут нейтральную позицию на предложения Украины вернуть Донбасс, Крым.
«Запад на самом деле будет просто наблюдать, о чем договорятся. Если Украина согласится с условиями России, для Брюсселя это даже лучше – будут сниматься санкции, многие в Европе вздохнут с облегчением. Если Украина не будет соглашаться с условиями России, значит, все останется как есть», – подчеркивает политолог.
Газовый вопрос, желание вернуть Крым, отмечает Сергей Пархоменко, сегодня больше беспокоят официальный Киев, чем международных партнеров.
«Мы слышали от Владимира Зеленского перед президентскими выборами, что он будет искать другую площадку – но пока все упирается в «Нормандский формат» и Минский процесс и выхода нет ни по Донбассу, ни по Крыму. Переговоры в «нормандском формате» – это хитря манипуляция, гибридная и дипломатическая игра России. Страны-партнеры «Нормандского формата», фактические позволили агрессору стать страной-наблюдателем, как будто Россия не агрессор, а это Украина сама начала войну», – говорит Сергей Пархоменко.