Грибаускайте о России: Или ты становишься на колени, или ты враг

DELFI

Президент Литвы сообщила, что на первой встрече с Путиным получила список требований

Президент Литвы Даля Грибаускайте в эксклюзивном интервью DELFI, в частности, рассказала о непростых отношениях с Россией.

Что касается России: вы когда-то назвали ее террористическим государством. Не забираете ли вы свои слова обратно, поскольку Литва все еще поддерживает дипломатические отношения с Россией? Довелось ли вам услышать частную или публичную реакцию на эту тему или вообще в вопросе отношений с Россией?

С самого первого срока полномочий я всегда говорила, что мы готовы сотрудничать и дружить со всеми соседями, но на равных основаниях. Только в том случае, если это будут взаимно уважительные отношения. С самой первой встречи с господином Путиным я получила список требований, которые должна выполнять Литва: не строить атомную станцию, обязательно сотрудничать с ними и т. д.

Это было не предложение дружить или сотрудничать — или ты становишься на колени и выполняешь, или ты являешься врагом. Я не могла принять такие отношения. Пока Россия смотрит на своих соседей или малые страны подобным образом, хорошие и справедливые дружеские отношения никогда не смогут установиться с этой страной. Пока Россия, и особенно нынешняя Россия, не поймет, что все страны в первую очередь независимы, с их государственностью, какими бы большими или маленькими они ни были, что со всеми странами нужно сотрудничать с уважением, отношения будут сложными.

Особенно, если она все еще в состоянии бороться, отторгать территории, действовать агрессивно, вмешиваться в политическую ситуацию или выборы в других странах, эта страна, несомненно, будет всегда рассматриваться как агрессор.

Озвучивала ли повторно Россия список своих ультиматумов и пожеланий?

Так никто больше особо и не слушает эти ультиматумы.

Как ограничить негативное влияние России на Литву, на наш регион, на Европейский Союз?

Мы, страны Балтии, уже усилили сопротивляемость этому влиянию, особенно Литва и Польша. И это очень заметно. Мы построили свой терминал для сжиженного газа, стали энергетически и экономически независимыми, и мы стремимся продолжать синхронизацию с континентальной Европой.

Таким образом, экономически - не только политически, что мы сделали 27 лет назад - мы стали более сильными и более независимыми, и поэтому мы можем говорить и сотрудничать с Россией, не опасаясь, не дрожа, не дожидаясь каких-либо санкций, закрытий или блокад. Это дает нам много сил и уверенности, мир видит это, и мир больше общается с нами, больше нам помогает и доверяет. Доверяет и слышит, что мы говорим, в том числе и наше мнение о наших соседях.

Мы не отрицаем необходимости диалога с нашими соседями, мы открыты, но только на основе взаимного уважения и равноправных отношений. И ни в коем случае не должно быть какого-либо диктата и навязанных условий.

А как вы думаете, в других крупных европейских странах, скажем, в Италии, Франции, существует больше понимания относительно России?

Еще недостаточно. Хотя, конечно, чем дальше от границы (с Россией), тем меньше понимания, потому что всегда легче общаться со страной, с которой нет границ, потому что не было никаких исторических перипетий.

Но, конечно, после крымской оккупации в странах ЕС изменилось понимание действий России, все также видят продолжающуюся войну на востоке Украины, действия в Сирии и сценарий учений «Запад», который мы пытаемся публично публиковать.

Несомненно, понимание, особенно в странах НАТО, полностью изменилось, и примером этому является развертывание здесь батальонов НАТО. В Литве в них задействованы 9 стран, в регионе (4 странах) - 23.

23 страны из 28 находятся прямо здесь, чтобы помочь нам справиться с потенциальными угрозами и препятствовать желанию наших соседей действовать агрессивно.