Каким будет тариф на электроэнергию с 1 августа. Энергетический цугцванг
Останется ли 1,68 грн за кВт⋅час для населения?
Кабинет Министров планирует продлить до 1 сентября срок действия ныне действующего механизма ВСО (возложение специальных обязанностей участников рынка электрической энергии для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка электрической энергии), то есть оставить без изменений тариф на электроэнергию для населения. Решение об этом правительство планирует принять на ближайшем заседании Кабмина. Об этом «Главкому» сообщил собственный правительственный источник.
Итак, для населения тариф еще месяц останется 1,68 грн за кВт⋅час, что примерно вдвое ниже реальных рыночных цен на электрическую энергию для промышленности. Однако со временем тариф для населения вырастет, но правительство планирует, что и в дальнейшем компании «Энергоатом» и «Укргидроэнерго» будут сдерживать тарифы для населения по ранее определенной схеме, ведь после запуска новой модели энергорынка в июле-2019 Кабинет министров назначил их исполнителями механизма ВСО.
Отсрочка повышения тарифа, то есть введение обновленной редакции ВСО, обусловлено необходимостью финансового сбалансирования рынка электрической энергии в 2021 году. Поэтому рост цены на электроэнергию – до более 3 грн за кВт⋅час – это вопрос времени, ведь через возложение ВСО на «Энергоатом» и «Укргидроэнерго», а также манипуляции ловких дельцов с ценами на энергорынке привело к резкому ухудшению финансового состояния компаний-участников ВСО.
Ранее Минэнерго объясняло причину отсрочки тем, что ситуация на рынке электроэнергии «полностью искажает возможность адекватного прогнозирования модели финансовостабильной работы для участников ВСО». Поэтому какую бы новую модель ВСО не хвалило правительство, ситуация на рынке только ухудшится – в шахматах это называют цугцванг, то есть поражение.
Что это значит? За разъяснениями «Главком» обратился к бывшему директору ГП «Энергорынок», экс-заместителю министра энергетики Юрию Сакве.
Почему правительство снова планирует отсрочить повышение тарифа для населения?
При ныне действующих ценах на энергорынке, не существует ни одного варианта модели ВСО, которую можно было бы удачно «встроить» в рыночные условия энергорынка. Поэтому снова решение проблемы отложено на потом. Я не вижу возможности, чтобы кто-то мог рассчитать успешную финансовую модель из нынешних четырех сегментов энергорынка. Деньги покинули сектор производства электроэнергии, то есть на производство электроэнергии денег не осталось из-за огромных убытков.
В 2020 году, то есть в условиях новой модели энергорынка, убытки компании НЭК «Укрэнерго» составили 30 млрд грн. Часть из этих долгов компания покрыла за счет привлеченных кредитов. Убытки НАЭК «Энергоатом» 2020 года достигли 5 млрд грн.
Трудно даже представить, чтобы реальный монополист рынка, производил более половины всей электроэнергии, получил убытки на сумму 5 млрд грн. Вместе с «Укрэнерго» эти две компании получили убытки на сумму 35 млрд грн, тогда как они должны были получить прибыль 10 млрд грн. Итак, 45 млрд грн просто покинули оптовый сегмент энергорынка в неизвестном направлении – это убытки, которые не имеют источников финансирования. И это при том, что десяток раз меняли модель ВСО.
Итак, совершенно ясно, что в действительности не существует ни одного оптимального механизма ВСО, который бы правительство ввело для сдерживания от роста цен на электроэнергию для населения. В таком случае регулирующие органы применяют единственный действенный механизм – введение ограничения цен на разных сегментах рынка. Но это уже противоречит принципам работы энергорынка. Поэтому единственный выход из тупика – это повышение цен для населения до рыночного уровня, то есть до 3,5 грн за кВт⋅час.
Ранее правительство обещало это сделать до 2023 года, но, похоже, ситуация на рынке требует ускорить процесс поэтапного поднятия тарифа?
Но очень важно дожить не до 2023 года, а хотя бы прожить следующую зиму. Правила работы рынка не меняются, поэтому нет оснований для улучшения ситуации на рынке электроэнергии.
К какому же уровня нужно в ближайшее время поднять тариф для населения?
Решение придет само собой сразу как в Украине закончится электроэнергия. Но уже сейчас видно, что она постепенно заканчивается, ведь на складах тепловых электростанций осталось менее одного миллиона тонн угля.
Из-за отсутствия средств на энергорынке, на генерирующих станциях высокая аварийность, ведь оборудование не ремонтируется, тепловые электростанции работают в убыток, поэтому закупают необходимые объемы угля на зиму. Как мы пройдем зиму с неотремонтированном оборудованием? Непонятные действия происходят с ремонтной кампанией в «Энергоатоме», поэтому у меня есть огромная тревога по этому поводу.
Украина из мощного экспортера электроэнергии постепенно превращается в импортера – второй год подряд товар поставляли из враждебной России и Беларуси. Поэтому отсрочка повышения цены для населения ничего не даст для улучшения ситуации на рынке электроэнергии, а только ухудшит ее. И это происходит в преддверии зимы.
Что нужно сделать?
Первое – нужно снять привязку балансирующего рынка к рынку на сутки вперед (РСВ) и установить ценовые ограничения – так называемые прайс-кэпы (и нижний, и верхний) на балансирующем рынке (БР) значительно выше, чем на РДН. Если будет установлено верхней прайс-кэп, обязательно установить нижний прайс-кэп для всех сегментов.
Второе – нужно изменить правила балансирующего рынка таким образом, чтобы этот сегмент стал рынком штрафов, а не был вспомогательным рынком для рынка на сутки вперед. Это нужно сделать для того, чтобы БР ни был дисконтным. К примеру, если «Энергоатом» не смог продать всю электроэнергию на рынке на сутки вперед, тогда он отдает непроданный товар бесплатно на балансирующем рынке. Этот рынок стал неким административным образованием и никаких конкурентных условий на нем не создано. Поэтому чем дольше правительство будет переносить на потом повышение тарифа для населения, тем больше будет шок для населения потом.
***
Послесловие
Сначала новую модель министр энергетики Герман Галущенко обещал представить в конце июня. Тогда же правительство обещало ввести такую модель, где якобы будут сбалансированы интересы всех участников энергорынка, но с учетом минимального негативного влияния на бюджеты домохозяйств – их общее количество в Украине более 16 млн семей.
Как планировали повышать тариф
Ранее в правительстве обсуждали проект ВСО, который предусматривал разделение потребителей на четыре категории: тех, кто потребляет до 100 кВт⋅час, далее – от 100 кВт⋅час до 300 кВт⋅час, затем – от 300 кВт⋅час до 500 кВт⋅час , а также тех, кто потребляет более 500 кВт⋅час. В зависимости от объемов потребления обещали повысить тариф до примерно 3,5 грн за кВт⋅час, но не сразу, а поэтапно.
А для тех семей, которые используют много тока, на первом этапе планировали увеличить тариф с 1,68 до 2,5 грн за кВт·час. Логика такого решения такова: богатые семьи, у которых много электроприборов, должны платить по реальной стоимости. Но эта логика ошибочна, ведь если в квартире живет семья из 4-5 человек, и там установлен электрический бойлер для обогрева воды, то месячные объемы превысят 500 кВт·час. Далее – если помещение отапливается электрическим котлом, то установленный государственным Регулятором месячный лимит потребления – 3000 кВт·час. Платить за это лимит разрешено с учетом понижающих ночных коэффициентов, если включать котел только ночью. Каким будет тариф для таких потребителей, пока не известно.
Министр Герман Галущенко обещал, что бедных украинцев будут защищать: те, кто тратит до 100 кВт · ч в месяц, будут платить меньше. На сегодня это около 41% потребителей с 16,9 млн домохозяйств. Проект нового ВСО предусматривал защиту этой категории населения из-за уменьшения тариф.
Минэнерго совместно с НКРЭКУ должны усовершенствовать сценарий финансового сбалансирования рынка электрической энергии в 2021 году, на основании которого правительством будет предложена обновленная редакция ВСО. Поэтому рост цены на электроэнергию – до более 3 грн за кВт⋅час – это вопрос времени.
Напомним 1 января 2021 года правительство отменило льготный тариф для населения (0,9 грн за кВт⋅год) на первые 100 кВт⋅год потребленной электроэнергии. Решение об этом Кабмин принял 28 декабря 2020 года, в результате уже с первого кВт⋅ч украинцы начали платить 1,68 грн – такой тариф должен действовать до 31 марта 2021 года. Но в конце марта Кабинет министров решил сохранить цену на электроэнергию для населения с 1 апреля на прежнем уровне – 1,68 гривен за кВт⋅ч, потом снова продолжил такую же цену на май-июнь, а теперь – еще и на июль.
Наталка Прудка, для «Главкома»