Роман Доброхотов: ГРУ систематически организовывало покушения с использованием отравляющих веществ
Российский журналист-расследователь – о новых деталях в деле Скрипалей и взаимосвязи этого преступления с другими
Связь агента ГРУ с отравлениями в Солсбери и Болгарии свидетельствует о масштабах использования отравляющих веществ российскими спецслужбами на территории иностранных государств, считает шеф-редактор интернет-издания Insider Роман Доброхотов. По его мнению, в результате новых выявленных фактов Москву ждет усиление санкций и полное неприятие общественностью западных стран агрессивного внешнеполитического курса Кремля.
Об этом, и не только, Роман Доброхотов рассказал в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». Также он анонсировал продолжение серии разоблачений в контексте журналистского расследования дела Скрипалей.
Москва стоит на том, что доказательств ее причастности к отравлению в Солсбери нет. Что меняет в этом плане появление третьего персонажа в деле Скрипалей?
Было бы странным, если бы Москва вдруг перестала заявлять, что все доказательства в отношении действий российских спецслужб за границей сфальсифицированы. Ничего другого Кремлю в данной ситуации не остается. Здесь важно другое. Сергеев, он же Федотов, был замешан не только в деле Скрипалей, но и в отравлении с применением «Новичка» в Болгарии. Возможность случайного появления спецагента в обоих местах исключена. Просто с точки зрения теории вероятности. Счесть совпадением появление офицера ГРУ в день отравления «Новичком» сначала в одной стране, а потом в другой, могут только Кремль и его защитники. Здесь один кейс как бы верифицирует другой. Это очень важная находка. Но понятно также, что для Дмитрия Пескова и Марии Захаровой ничего не меняется. Они продолжат свой нарратив, что все это придумала мировая закулиса и так далее.
В чем еще значение новых фактов?
Здесь важнее, что подумает мировое сообщество, в том числе те страны, на территории которых совершались преступления. В первую очередь, имею ввиду ту же Болгарию, где уже активно обсуждается эта история. В этом смысле, конечно, важно, что появились фактические доказательства, которые при желании очень легко проверяются. Основная аргументация нашего расследования строится на фактах пересечения границ «Сергеевым-Федотовым» и хронологии его посещения разных стран. Вся эта статистика вполне доступна любому. Неудивительно, что общественность Болгарии, как и ряда других стран, требует объяснить, что происходит, почему ГРУшники безнаказанно орудуют на их территории, покушаются на жизнь мирных граждан. Поэтому это не просто еще один фигурант истории в Солсбери, а это очень весомое подтверждение того, что на самом деле покушения с использованием отравляющих веществ – не отдельно взятый исключительный случай, а систематическая работа ГРУ. И, слава богу, что ее общими усилиями, кажется, удалось прервать.
Возможно ли в этом контексте продолжение серии разоблачений?
Долгое время Кремль (в деле Скрипалей) пытался защищаться через своих пропагандистов и лояльные СМИ, выдвигая такой аргумент: наши спецслужбы – профессионалы, поэтому не может быть, чтобы так легко раскрылась их глубоко законспирированная операция. Объяснение “в пользу бедных”. Когда похожих операций много, то и вероятность того, что вскроются несколько из них –при любой степени конспирации значительно повышается. В соответствии с законом больших чисел. Если вы постоянно убиваете людей, то да, какое-то количество смертей будет списано на проблемы жертв со здоровьем, но в каком-то проценте случаев агенты все равно засветятся. Думаю, что мы имеем дело как раз с такой ситуации. Судя по географии передвижения Петрова, Боширова и Сергеева, у них были попутчики из той же организации (ГРУ). Так что у меня есть интуитивное предчувствие, что это далеко не последнее разоблачение такого рода.
Но стала ли ближе перспектива объявления в международный розыск замешенных в преступлениях лиц?
Мне кажется, что не так принципиально, будут ли ГРУшники объявлены в розыск через Интерпол, поскольку понятно, что их все равно не выдадут. Причем, в полном соответствии с российским законом. Поэтому, думаю, в этом смысле они чувствуют себя спокойно. Вопрос здесь не столько в том, каковы правовые инструменты дальнейшего расследования, сколько в политических аспектах. Одно дело, когда Россию подозревают во вмешательстве во внутренние дела других стран и проведении спецопераций, а другое – когда есть факты, однозначно свидетельствующие, что есть виновные в преступлениях российские граждане, находящиеся на госслужбе, а также есть Кремль, который эти преступления официально покрывает. Это уже совсем другой уровень дискуссий.
Кремлю не удастся избежать наказания в виде санкций?
Полагаю, что надо ожидать только ужесточения санкций и усиления политического давления на Москву. Изначально жесткую позицию по этому вопросу заняла Великобритания, потом – США. Но были страны, старавшиеся спустить дело на тормозах. Среди них была и Болгария, которая не хотела идти на открытый конфликт с Россией. Сейчас мы видим, что в Европе практически не осталось ни одного государства, которое не подвергалось бы теми или иным видам атак со стороны России, будь то кибератаки или что-то другое. Критическая масса накопилась, и Европа приходит к консенсусу о том, что с Путиным иметь дело нельзя. Поэтому здесь важны не конкретные санкции против «Боширова и компании», а политическое отношение общественности и элит европейских стран к внешней политике Кремля.
Чего нам ждать от вашего издания в ближайшее время?
Мы расскажем еще некоторые интересные подробности о связи Сергеева с ЧВК Вагнера. Это будет очередным подтверждением связи частной, казалось бы, военной корпорации с министерством обороны. Также расскажем о связи Сергеева с ГРУшниками, организовавшими попытку переворота в Черногории. При этом отмечу, что основные детали расследования уже опубликованы. И сейчас скорее стоит вопрос, чтобы другие медиа и представители власти других стран их верифицировали.
Виктор Владимиров