«Россия не хочет «посторонних верующих» в Крыму»: о чем говорит решение выселить ПЦУ из собора в Симферополе
О чем говорит решение выселить ПЦУ из собора в Симферополе
Верховный суд России отказался пересмотреть решение о выселении общины Православной церкви Украины из Кафедрального собора святых равноапостольных князей Владимира и Ольги в Симферополе. Об этом 4 августа сообщил украинский адвокат Сергей Заец. По его словам, «по существу это означает полную ликвидацию украинской православной общины в Крыму».
Российские власти требуют от украинской православной церкви покинуть Кафедральный собор святых равноапостольных Владимира и Ольги в Симферополе уже более года. Чиновники аргументируют это тем, что срок действия договора с епархией Украинской православной церкви Киевского патриархата, которая перешла в созданную позднее Православную церковь Украины, уже истек. В то же время российское Министерство юстиции Крыма отказывает украинскому православному приходу в регистрации на полуострове. Архиепископ Климент считает эти шаги со стороны российских властей преследованием по религиозному признаку. О том, способна ли ПЦУ отстоять свое существование на полуострове, шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.
Архиепископ Крымской епархии Православной церкви Украины Климент рассказал Крым.Реалии, что без основного собора у его общины на полуострове практически ничего не останется.
– Если судебные приставы начнут исполнять это решение, то это будет означать прекращение существования Православной церкви Украины в Крыму. Кроме этого здания, у меня на полуострове больше ничего не осталось, кроме нескольких жилых домов в глухих сельских районах. Сейчас самый острый вопрос: куда девать имущество? Я не могу ничего вывезти, но и оставить в этом здании церковные ценности невозможно. В 2017 году приставы забрали все имущество с первого этажа, и мы до сих пор не знаем, где оно. В соборе осталось уникальное собрание живописных икон, которое накапливалось в течение 25 лет, там есть работы 18-19-го веков. Раньше момент выселения удавалось оттянуть, поскольку по российскому закону мы должны были пройти все суды, а сейчас мы окончательно проиграли в Москве. Дальше остается только Европейский суд по правам человека – и мы уже обратились туда.
Архиепископ Климент выражает надежду на внеочередное рассмотрение жалобы в ЕСПЧ, однако сомневается, что российские чиновники в Крыму будут исполнять неудобное для них решение.
– Так что нам остаются только молитвы. Государство Украина бросило нас в 2014 году. Если все же удастся довести до конца дело, которое было начато, благодаря моей голодовке – передачу собора в Симферополе в государственную собственность Украины – может быть, власти тогда подключатся к нашей защите. Ни Министерство иностранных дел, ни Офис президента, ни Министерство юстиции пока не подключились к ней. Только прокуратура Автономной Республики Крым открыла уголовные дела и пытается каким-то образом через европейские суды заставить Россию исполнять международные конвенции. У меня была встреча с представителем президента в Крыму, и все. Сейчас готовятся новые встречи, но, к сожалению, с большим опозданием. В Верховной Раде лежали все необходимые постановления, которые надо было вынести на сессию, однако это не было сделано.
Действительно, еще в начале июня Комитет Верховной Рады Украины по вопросам гуманитарной и информационной политики поддержал проект постановления Кабинета министров о передаче Кафедрального собора святых равноапостольных Владимира и Ольги в Симферополе в государственную собственность Украины. По замыслу авторов такого решения, оно помогло бы косвенно защитить имущество ПЦУ во временно оккупированном Крыму. Однако до настоящего момента парламент так и не вынес этот вопрос на голосование.
Между тем заместитель министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Игорь Яременко утверждает, что украинские власти уже несколько лет поднимают проблемы преследования украинской церкви в Крыму на международных площадках.
– Проблематика Крымской епархии ПЦУ находится в поле зрения украинского правительства как минимум с 2016 года, когда была принята уже вторая резолюция ООН по ситуации с правами человека в Крыму. В нее был включен пункт относительно преследования тогда еще Украинской православной церкви Киевского патриархата на территории полуострова. Все дальнейшие годы Украина постоянно держит в фокусе этот вопрос и постоянно объясняет нашим международным партнерам все нюансы этого кейса. Так что я не могу сказать что все это время Украина ничего не делает. Причем ООН – только одна из площадок, где наша страна работает в этом направлении. Мы апеллируем к нашим партнерам для введения новых санкций по отношению к тем, кто нарушает права украинских граждан в Крыму. Словом, мы рады сотрудничать с ПЦУ по всем этим вопросам и помогать ей.
Игорь Яременко сетует на то, что украинские власти не могут непосредственно повлиять на то, что происходит на временно оккупированной территории.
– А Россия, к сожалению, не придерживается обязательств, которые наложены на нее международным правом, и это проблема. Тем не менее мы отслеживаем нарушения, сообщаем о них в правоохранительные органы. Мы пытаемся донести сигнал всем людям на оккупированных территориях что оккупация – именно временная, что она когда-то закончится, и за все правонарушения придется отвечать. Что до последнего решения Верховного суда России, наш руководитель уже поставил задачу отреагировать на него. Мы детально проанализируем этот вопрос, составим перечень лиц, причастных к неправомерным действиям, и будем инициировать возбуждение уголовных дел и преследовать виновных в рамках как украинской санкционной политики, так и санкционной политики наших партнеров.
Украинский адвокат Сергей Заец, который представляет интересы Крымской епархии ПЦУ, указывает на то, что перспективы есть не только у обращений в ЕСПЧ.
– Есть также Комитет ООН по правам человека – туда в конце августа прошлого года обратились сами прихожане. То есть, с одной стороны, есть епархия, как структурная единица церкви, а с другой стороны – люди, приходящие в храм. Комитет ООН уже обратился к властям России с требованием воздержаться от выселения общины из принадлежащего ей храма. Тем не менее, мы опасаемся, что после решения Верховного суда России судебные приставы будут действовать оперативно, а структуры ООН не настолько понятны им, как ЕСПЧ. Мы надеемся, что и там довольно быстро отреагируют на наши жалобы. Россия, очевидно, не захотела быть исключенной из Совета Европы, она вернулась в Парламентскую ассамблею. В то же время, внутри страны власти посылают четкий сигнал, что обращения в европейские инстанции бесперспективны. Но на самом деле они реагируют.
По мнению адвоката, любое неисполнение международных обязательств чревато для России серьезными политическими потерями.
– Это подрывает доверие к российским властям, ставит под угрозу сотрудничество с ними. А современный мир находится на такой стадии развития, что существовать изолированно невозможно. Так что, если российские власти в случае с ПЦУ будут игнорировать требования Комитета ООН по правам человека, требования ЕСПЧ, то им придется взвешивать потери, которые они понесут. Конечно, я затрудняюсь сказать, какое решение они примут в итоге: насколько этот вопрос важен для России с политической точки зрения? Что до пока не принятого постановления Верховной Рады, в политическом аспекте оно показало бы значимость событий, происходящих в Крыму, для Украины. Фактически российские власти будут игнорировать такие решения, но с юридической стороны это важный шаг, просто потому что территория полуострова – это территория Украины.
Российский публицист, священник Харьковско-Полтавской епархии Украинской автокефальной православной церкви Яков Кротов убежден, что попытки отстоять собор в Симферополе все же закончится поражением ПЦУ.
– Решение о выселении ПЦУ в Симферополе, конечно, политическое: в Российской империи не должно быть «посторонних верующих». Это путинский стиль – выписывать протоколы, штрафовать, загонять под землю. Это удушение удава, когда процессы могут тянуться десятилетиями. Я боюсь, что храм вряд ли удастся отстоять, и его конец, к сожалению, предопределен. Что до действий украинской власти, я бы сказал, что это не ее дело – вмешиваться в церковные дела. Я понимаю, что хочется попросить защиты, но есть, в конце концов, ООН и Совет Европы. Правда, да международной арене Россия уже показала себя недоговороспособной, то есть договориться можно, а добиться выполнения – вряд ли. Вот «Свидетелей Иеговы» знают во всем мире, в России их сотни тысяч человек, но, тем не менее, их там запретили, имущество религиозных центров конфисковали, около 200 человек сидит.
Ранее украинский религиовед Руслан Халиков высказал в эфире Радио Крым.Реалии мнение, что в России и в аннексированном ей в Крыму в последние годы развернута кампания преследования религиозных меньшинств.
«Вообще, российский подход к религиозным организациям в течение последних нескольких лет все более ужесточается. Религиозные меньшинства в России всячески вытесняются из публичного пространства, им мешают перерегистрироваться, противодействие все более ужесточается. Это происходит и в Крыму, и в Донецке, Луганске. С одной стороны, в России вроде бы нет преследований именно по религиозным основаниям, с другой, их преследуют по разным надуманным основаниям: экстремизм, нехватка документов и так далее. Таким образом вытесняют инакомыслящих».
Ранее, 23 июля российские судебные приставы вручили архиепископу Клименту постановление о сносе храма в Евпатории. По словам священнослужителя, документ о начале исполнительного производства датирован 15 мая, и он обязывает епархию произвести демонтаж строения в течение месяца после решения суда. Формальная причина – отсутствие регистрации ПЦУ по российскому законодательству в аннексированном Крыму. Архиепископ заявил, что не намерен исполнять это решение.
Аннексия Крыма Россией
В феврале 2014 года в Крыму появлялись вооруженные люди в форме без опознавательных знаков, которые захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позднее президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.
16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.
Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.
Аннексия Крыма Россией
В феврале 2014 года в Крыму появлялись вооруженные люди в форме без опознавательных знаков, которые захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позднее президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.
16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.
Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.