23-летнюю россиянку судят за сохраненные картинки в соцсети. Число таких осужденных ежегодно растет

В России сохранение или репост ироничного мема и, например, прямые призывы к терроризму и убийствам зачастую проходят по одной и той же статье

Этот текст прочитает много людей, которые меня любят или не любят; предлагаю и тем, и тем сконцентрироваться не на том, кто пишет, а на том, что написано. В твите я дал ссылки на историю 23-летней жительницы Барнаула Марии Мотузной, которой предъявлено обвинение по двум противоречащим здравому смыслу статьям УК: 282-ой (возбуждение ненависти либо вражды) и 148-ой (оскорбление чувств верующих) за сохранённые картинки на странице ВК. Процесс над девушкой в самом разгаре, но ее уже занесли в перечень экстремистов и террористов Росфинмониторинга.

Уровень несправедливости ситуации — запредельный, но она далеко не первая: по этим статьям в совокупности были осуждены и/или отбывают срок сотни человек совершенно разных взглядов: от исламистов до националистов, а также абсолютно случайные люди, не занимавшие на момент предъявления обвинения чёткой политической или религиозной позиции. В масштабах страны несколько сотен человек может показаться совсем маленькой цифрой, о которой обычному человеку не стоит беспокоиться. Но, во-первых, этого достаточно, чтобы население в целом жило в страхе, потому что следующим осужденным может стать каждый (картинки или высказывания, задевающие чьи-то чувства, можно при желании найти у любого пользователя сети); во-вторых, каждая такая история является трагедией для осужденного и его близких; в-третьих, число осужденных ежегодно растет; в-четвертых, сохранение или репост ироничного мема и, например, прямые призывы к терроризму и убийствам зачастую проходят по одной и той же статье.

Но самое главное — то, что все больше этих «преступлений» — вообще без жертв: никого не убивают, не бьют и даже не оскорбляют лично, а «жертвами» объявляются якобы оскорбившиеся представители неких групп — религиозных, этнических и т.д. В УК достаточно других статей, по которым можно судить человека за прямые призывы к насилию; соответственно, 282 и 148-ая являются избыточными и не только не служат безопасности населения, но и становятся инструментом репрессий против него. Марию судят сразу по двум этим статьям, в обоих случаях — за гораздо более безобидные вещи, чем посты большинства людей, читающих этот текст.

 

14 августа в Барнауле в 18:30 пройдёт согласованный с администрацией города пикет «За свободный интернет» в поддержку Марии и 19-летнего барнаульца Даниила Маркина, также обвиняемого в сохранении картинок. Пикет пройдет по адресу: г. Барнаул, пл. Свободы (напротив ТЦ Поместье). Следующее судебное заседание у Марии Мотузной состоится на следующий день 15 августа в 15:00 в Индустриальном районном суде г. Барнаула по адресу: ул. 50 лет СССР, 13. Заседание можно посетить. Считаю необходимым распространить эту информацию. Широкая огласка может помешать окончательно испортить девушке жизнь.

Всем, кто скажет, что я пиарюсь на теме и попытаются тем самым отвлечь от сути проблемы, отвечаю сразу: мне не хотелось писать этот пост и полдня разбираться в чужой ситуации, о которой узнал вчера. Но это тот самый случай, когда я не смог пройти мимо. Хотя подобных случаев много.