Буквы вместо баллов. Минобразования изменит систему оценивания учеников 1-4 классов
Рекомендации вводят понятие вербальной и уровневой оценки
Министерство образования и науки утвердило методические рекомендации относительно оценивания результатов обучения учеников 1-4 классов учреждений общего среднего образования. Соответствующий приказ и текст рекомендаций обнародован на сайте Минобразования.
Методические рекомендации определяют подходы оценки результатов обучения учащихся 1-4 классов учреждений общего среднего образования в условиях личностно ориентированного и компетентностного обучения.
«Одним из ключевых изменений в оценке является подход к выражению оценки. На замену обобщенной балльной оценке учебных достижений учащихся по предмету/курсу предложено использовать вербальную оценку отдельных результатов обучения ученика/ученицы по предмету изучения интегрированного курса, которая, кроме оценочного суждения о достижении, может также называть уровень результата обучения», – заявили в Минобразования.
Так, рекомендации вводят понятие «вербальной оценки» (оценочное суждение) и «уровневой оценки» (оценочное суждение с указанием уровня результата). Вербальную и уровневую оценку можно выражать как устно, так и письменно. Уровень результата обучения рекомендуется определять с учетом динамики его достижения и обозначать буквами – «начальный» (Н), «средний» (С), «достаточный» (Д), «высокий» (В).
Результаты оценки личностных достижений учащихся в 1-4 классах рекомендуется выражать вербальной оценкой, объективных результатов обучения в 1-2 классах – вербальной оценкой, в 3-4 классах – или вербальной, или уровневой оценкой по выбору заведения.
Рекомендации также содержат Ориентировочную рамку оценивания результатов обучения учащихся 1-4 классов. Она позволяет обеспечить объективность и точность результата оценивания и призвана помочь формировать оценочные суждения и определять уровень результата обучения.
В то же время заведение может разрабатывать и фиксировать общие положения относительно оценивания результатов обучения учащихся в образовательной программе и конкретизировать их в части положения о внутренней системе обеспечения качества образования. Особенности организации оценивания в определенном классе могут инициироваться учителем и быть утверждены на заседании педагогического совета заведения.
В рекомендациях отмечается, что оценка является конфиденциальной информацией, доступной только для ученика/ученицы и его/ее родителей (или лиц, которые их заменяют).
Рекомендуется учитывать, что формирующее оценивание начинается с первых дней обучения в школе и продолжается постоянно.
Для эффективности формирующего оценивания рекомендуется придерживаться такого алгоритма деятельности учителя:
- формулировка объективных и понятных для учащихся учебных целей;
- определение вместе с учениками критериев оценки;
- формирование субъектной позиции учащихся в процессе оценки;
- создание условий для формирования умения учащихся анализировать собственную учебную деятельность (рефлексия);
- корректировки совместно с учениками подходов к обучению с учетом результатов оценки.
«Объектом итогового оценивания являются результаты обучения учащихся за год. Во время такого оценивания рекомендовано сопоставлять учебные достижения учащихся с ожидаемыми результатами обучения, определенными в образовательных программах учреждений с учетом ориентировочной рамки оценивания», – добавили в Минобразования.
Основой для итогового оценивания могут быть результаты выполнения тематических диагностических работ, записи оценочных суждений о результатах обучения, зафиксированные на носителях обратной связи с родителями, наблюдение учителя в процессе формирующего оценивания. Итоговую оценку за год рекомендуется определять с учетом динамики достижения того или иного результата обучения.