Израильские специалисты поделятся инклюзивным опытом с украинскими школами
В Министерстве образования решают, какие элементы инклюзивного образования Израиля было бы уместно ввести и в Украине
Израильские специалисты проведут ряд семинаров по инклюзивному обучению для украинских педагогов в Киеве, Львове, Одессе и Запорожье в конце октября этого года.
Об этом рассказала генеральный директор директората инклюзивного и внешкольного образования МОН Лариса Самсонова, сообщает пресс-служба Министерства образования и науки.
«В течение двух недель будут организованы двухдневные лекции и практические семинары, ориентированными городами обучения будут Киев, Львов, Одесса, Запорожье. На них будут приглашены руководители инклюзивно-ресурсных центров, директора школ и учителя», - говорится в сообщении.
Израильская система инклюзивного образования имеет много особенностей, которые было бы полезно перенять Украине. «Для меня это стало очевидным после поездки в Израиль по программе MASHAV. Мы были чрезвычайно поражены тем, как там проходит интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общество, и рады, что наши партнеры согласились помочь украинским учителям на пути к инклюзии», - рассказала глава директората.
В частности, Самсонова отметила ряд интересных системных вещей, присущих именно системе инклюзивного образования Израиля.
К примеру, там действует механизм обратной инклюзии - когда в специальные классы на некоторые уроки приходят дети из обычных. Все проходит в пределах одного учебного заведения. Израильские педагоги отмечают, что такой подход к инклюзии помогает предотвращать буллинг еще на ранних этапах.
Школьники с различными нарушениями развития могут учиться в инклюзивном классе на доступных для них уроках. Если же какой-то предмет окажется сложным для ребенка, то он получает индивидуальные занятия с ассистентом учителя.
Кроме того, в Израиле действуют различные центры для детей от 0 до 21 года, они организованы негосударственными организациями. В заведении, кроме персонала, работают также волонтеры, и только на 40% такие центры финансируются государством - это хороший пример государственно-частного партнерства, настроенного на совместное решение социальных проблем общества. В одном из них, в центре Шалва, есть программа раннего вмешательства, инклюзивный садик, профориентационный колледж, а также ресторан, где работают люди с инвалидностью.
Каждый ученик раз в неделю может остаться в заведении на ночлег, раз в месяц на выходные. Таким образом, это способствует еще лучшей социализации детей, а их родители имеют возможность отдохнуть.
«Мы будем думать над тем, какие элементы инклюзивного образования Израиля было бы уместно ввести и в Украине. Сейчас наше инклюзивное образование динамично развивается и это открывает дополнительные возможности. Если в 2016-2017 году на инклюзии обучалось почти 4500 учащихся, то в 2017-2018 их уже было примерно 7500, а вместе со специальными классами в обычных школах это 12179 детей. По всей Украине активно создаются инклюзивно-ресурсные центры. Наша цель - не просто посадить ребенка с особыми образовательными потребностями в класс, а обеспечить ему качественное образование и социальную интеграцию», - отметила Самсонова.