Как нас изменил этот год: восемь социальных трендов
В частности, за время полномасштабной войны среди украинцев значительно повысился уровень национального сознания
Год войны коренным образом изменил то, во что украинцы верят и ценят, где живут, как тратят деньги, делают выбор и поддерживают друг друга. Аналитики Gradus Research назвали 8 ключевых социальных трендов, которые будут актуальны и в 2023 году.
Серьезный миграционный сдвиг
Более трети украинцев (преимущественно женщины и дети) из-за войны покинули места своего постоянного проживания. Из них 82% мигрировали в пределах Украины, в то время как 18% переехали за границу. Большинство мигрантов – жители восточных областей.
В то же время, украинцы демонстрируют стабильно высокое желание вернуться домой – более 70% опрошенных. И как только ситуация улучшится, это возвращение состоится.
Люди больше доверяют друг другу и государству
Проведенное в июне 2022 года исследование показало, что 63% респондентов доверяют людям в целом, тогда как в октябре 2021 года их количество составляло 45%. Вдвое больше опрошенных стали доверять жителям своего населенного пункта (число таких выросло с 35% до 62%). Соседям и живущим рядом людям доверяют две трети граждан (67%). А о доверии знакомым заявили 80% опрошенных.
Кристаллизация идентичности
Война привела к консолидации общества. С самого начала полномасштабной агрессии произошла волна перехода на украинский язык. До февраля 2022 года на украинском в быту общались примерно 40% взрослого городского населения Украины. Сейчас этот показатель близится к 60%.
Кроме того, украинцы сознательно выбирают локальные бренды. 69% опрошенных заявляют, что предпочитают продукцию украинских брендов. А 56% начавших покупать новые бренды во время войны делают это, чтобы поддержать украинских производителей.
Украинцы «держатся» несмотря ни на что
В конце сентября 2022 года 41% респондентов оценили свое психическое здоровье в диапазоне от 8 до 10 баллов (по шкале от 1 до 10, где 1 означает «с моим психологическим здоровьем много проблем», а 10 – «с моим психологическим здоровьем» нет проблем»).
В то же время, общий уровень субъективного стресса остается очень высоким – 84% опрошенных это констатируют. Однако этот показатель отличается среди мужчин и женщин.
Вера в победу
Вера в победу Украины остается на высоком уровне с первых дней полномасштабной войны: 87% респондентов уверены, что Украина способна отразить нападение РФ. Главными залогами этого граждане считают военную помощь стран Запада и мощь Вооруженных сил Украины.
Занятость и финансовая обеспеченность постепенно восстанавливаются
Все больше украинцев возвращается к выполнению своих рабочих обязанностей, можно наблюдать уменьшение доли имеющих работу, но не работающих.
При этом у подавляющего большинства населения доход сократился (78%).
Несмотря на это, украинцы демонстрируют стабильно высокую вовлеченность в помощь государству, армии и друг другу. Граждане неустанно донатят: две трети опрошенных (64%) утверждают, что делают это регулярно, жертвуя деньги на военные и гуманитарные цели. Средний донат в месяц составляет 950 гривен.
Рационализация потребления
Большинство опрошенных планируют свои покупки заранее (90%) и только 4% респондентов чаще совершают импульсные покупки.
Украинцы стали более требовательными к брендам. Почти половина украинских потребителей (44%) выбирают бренды, учитывая их позицию по поддержке армии, политики, языка общения или сотрудничества со страной-агрессором.
В то же время, 60% населения отказались от покупки продукции международных брендов, продолжающих деятельность в России. И культура отмены («cancel culture») таких брендов продолжает набирать обороты.
Рост медиапотребления
Война и постоянное переживание опасности по отношению к себе или близким сделали украинцев новозависимыми – каждый второй просматривает новости несколько раз в день. Лидерами для этого стали мессенджеры (Telegram, Viber и т.п.). 69% украинцев потребляют новости именно там. Второе место занимают социальные сети (63% опрошенных). За ними следуют информационные интернет-ресурсы (46%). Национальные телеканалы, ранее входившие в топ-3 источника потребления информации об общественно-политической жизни, занимают четвертое место. Их смотрят, чтобы узнать новости, 34% граждан.