Миллионный скандал в Минобороны: ведомство покупает втридорога травмоопасные минометы
Потери бюджета составят более миллиона евро
Министерство обороны Украины угодило в скандал с закупкой минометов для украинской армии. Сейчас ведомство намерено закупать вооружение, к качеству и цене которого возникает масса вопросов. Об этом идет речь в расследовании, опубликованном на сайте «Хвыля».
Подписывать контракты по Гособоронзаказу на 2020-й год Минобороны начало в августе 2019 года. Среди прочих покупок понадобились и минометы. Это после того, как использование скандальных «Молотов» привело к гибели нескольких военнослужащих и оружие вывели из штата.
«Все помнят историю с миномётами «Молот» производства государственного завода «Маяк». Их использование в войсках сопровождалось гибелью нескольких артиллерийских расчётов. Что послужило причиной: некачественные (старые) боеприпасы, неиспользование солдатами предохранителей от двойного заряжания или дефекты самих миномётов – всё еще устанавливает прокуратура. На время расследований Генштаб решил вывести «Молоты» из штата – и военным вполне объективно понадобились новые миномёты. В Гособоронзаказе на этот год была запланирована закупка 140 миномётов такого калибра», – говорится в расследовании.
В этом году испытания проходят сразу три отечественных миномёта калибра 120 мм: «Бучарда» ЧП «Старокраматорский машиностроительный завод», «МП-120» «Украинской бронетехники» и тот же «Молот» государственного «Укроборонпрома», но уже доработанный и улучшенный. Цена миномётов украинского производства – от 500 до 600 тысяч гривен за единицу.
«Согласно постановлению Кабмина №345, силовые ведомства могут закупать технику уже после ведомственных, а не государственных испытаний. Но памятуя про взрывы миномётов, Генштаб и Минобороны подходит к испытаниям со всей строгостью – от производителей требуют пройти полный цикл государственных испытаний, не разрешая ограничиваться более простыми и короткими ведомственными. Испытания растягиваются на месяцы – каждый миномёт должен выстрелять тысячи 120 мм мин в разных режимах скорострельности, при разных мощностях зарядов и углах наклона»,–сказано в статье.
То же 345-е постановление Кабмина регламентирует упрощенный порядок закупки военной техникой из-за рубежа. Для этого достаточно, чтобы «образец военной техники иностранного производства должен пребывать на вооружении (в эксплуатации) армии страны-производителя или поставляться на экспорт для потребностей обороны других стран».
«И вот здесь министр обороны Андрей Таран и его профильный зам Александр Миронюк находят очень удобную лазейку. Пару месяцев назад руководство Минобороны собирает совещание с очень простой повесткой дня: отечественные производители не успевают завершить испытания, а миномёты нужны, так что давайте купим импортные. Вопрос от Генштаба: так уж и быть, мы не против, а какие? Минобороны: облазили весь мир, можем поставить только миномёт ЕМ-120 болгарского производства», – пишет автор статьи.
Миномёт ЕМ-120 принадлежит болгарской торговой компании «EMCO».
«Не имея собственной производственной базы, «EMCO» проводит ремонт и предпродажную подготовку старой техники, в том числе и 120 мм миномётов. Уже несколько лет болгарская фирма пытается продать на экспорт остатки этих миномётов – и всё было бы тщетно, если бы не отзывчивый замминистра обороны Александр Миронюк, до назначения долгое время курировавший торговлю с Болгарией в государственном спецэкспортёре «Прогресс», – сказано в статье.
При этом, как утверждает автор материала, миномёт ЕМ-120 не стоит на вооружении в Болгарии – и в МОУ об этом якобы точно знали. Кроме того, в Минобороны не получили подтверждений по поставкам этих минометов в другие страны, не озаботились проведением необходимых государственных испытаний, которые следовало бы провести в случае с такой травмоопасной техникой – и включили в спецификацию Гособоронзаказа никому ранее неизвестный ЕМ-120.
12 августа Министерство обороны Украины провело переговорную процедуру по указанным миномётам. Предприятия, которые предлагали другие, отличные от ЕМ-120 миномёты, к процедуре просто не допустили.
«ЕМ-120 были предложены двумя государственными специмпортёрами «Укроборонпрома»: «Укринмаш» предложил ЕМ-210 по 773 тысяч гривен (с учётом 3% комиссии специмпортёра, иностранный поставщик дал им предложение по 23,5 тысячи евро), а «Укрспецэкспорт» предложил точно такой же миномёт по 931 тыс. грн (то есть уже другой иностранный поставщик предложил этот миномёт по 28 тысяч евро). Напомню, что украинские миномёты могут быть поставлены в армию по 500-600 тысяч гривен (15,5-18,5 тысяч евро)», – пишет автор статьи.
По его данным, суть схемы заключается в том, что на переговоры выходит две компании, имитируется конкуренция, выигрывает меньшее предложение, а потом один из иностранных поставщиков (не болгарский производитель, ведь напрямую болгарам запрещено работать с Украиной) по каким-то причинам отказывается поставлять – и контракт переходит ко второму предложению, уже по более высокой цене.
«Потери бюджета (доходы бенефициаров схемы) могут составить более миллиона евро. Эта история – хорошая иллюстрация как несовершенства законодательной базы закупки военной техники, которая приводит к таким «странным» решениям в Укроборонпроме и Минобороны», – резюмирует автор расследования.