Отрубленные пальцы, перебежчики и желание поражения. Разоблачительные документы НКВД о советско-финской войне – публикуется впервые
Красноармейцы не верили в идею быстрой победы над Финляндией и пытались избежать отправки на фронт
30 ноября 1939 началась советско-финская война. Красная армия вторглась на территорию Финляндии, рассчитывая на быструю победу. Руководство СССР надеялось с помощью войны отодвинуть границу от Ленинграда и превратить Финляндию в сателлит, поставив там просоветское правительство.
Однако противостояние затянулось и не только стоило Советскому Союзу значительных военных потерь, но и показало низкую боеспособность Красной армии, обусловило нападение Германии на СССР в 1941 году.
Издание Настоящее время и украинский журналист Эдуард Андрющенко исследовали и опубликовали документы из рассекреченных архивов КГБ Украины о советско-финской войне. Документы в СМИ публикуются впервые.
Документы свидетельствуют, что в советской армии в идею быстрой победы многие не верили с самого начала, а военнослужащие пытались избежать отправки на фронт.
В войне участвовали подразделения трех расположенных в Украине военных округов Красной армии: Киевского, Харьковского и Одесского. Удалось отыскать документы двух округов, ниже приведены выдержки из доносов НКВД.
В частности, они в который раз опровергают официальную версию Кремля о «нападении» Финляндии на СССР.
«Я знаю, что это не Финляндия напала на нас, а это при учениях на море наши обстреляли сами свою территорию» (красноармеец 253-го гаубичного полка 7-й стрелковой дивизии Прокопчук в споре с сослуживцами);
«Советский Союз ведет агрессивную войну, а нам говорят, что мы боремся за мир» (красноармеец Степанюк);
«За что и за кого я должен идти на Финляндский фронт, за что мы будем воевать? Ведь финны просили мира и воевать они не хотят, а мы проповедуем политику мира и одновременно нападаем на мирный народ – душим его под маркой освобождение от гнета» (солдат Иван Бабан);
«Сами мы провоцируем войну, сами объявляем ее» (командир отделения 497-го полка 135-й стрелковой дивизии)
«(Буду) воевать так, как они (власть, – ред.) обеспечивают семьи» (младший командир Духниченко);
«Мы освободили украинский народ (оккупация Западной Украины во время нападения на Польшу в сентябре 1939, – ред.)... и сами получили за это освобождение собачью жизнь, а когда освободим Финляндию, тем хуже собачьей жизни станет» (красноармеец Константин Мартынюк);
«Получили Польшу – увеличили налоги, а завоюем Финляндию, так будут брать больше, и будешь ходить без штанов» (солдат Герасименко);
«Уже мы были на одном фронте, теперь гонят на второй, а скоро придумают третий...» (красноармеец Конин);
«Хотя бы скорее какое-то государство нас разбило, тогда бы мы пошли домой» (красноармеец Радченко);
«... Начинается мировая война, и забавно будет, если капиталисты разобьют СССР, потому что война начата Советским Союзом, а не капиталистами» (красноармеец Приходько из 131-й стрелковой дивизии);
Многие из военнослужащих чтобы остаться в Украине, прибегали к членовредительству. Чаще всего солдаты топором рубили или дробили пальцы на руке. В декабре 1939 фиксировалось десятки таких случаев.
Были и другие способы нанести себе увечья: подставляли под колеса вагона пальцы ног или рук. Такие бойцы не могли не понимать, что им грозит трибунал и с большой вероятностью тюрьма. Некоторые прямо заявляли: лучше отсидеть, чем воевать. Также встречались случаи суицида.
А пьяный командир кавалерийского звена Адаменко советовал коллегам: «Пейте, товарищи, водку, нам нужно пить, по этой причине нас не пошлют в Финляндию».
Кто-то из бойцов собирался, прибыв на фронт, присоединиться к финнам. Красноармеец Крысов говорил: «Выполнять задания партии и правительства не хочу, а если и поеду, то оружие верну в обратную сторону».
«Я не имею желания быть здесь, если меня пошлют в Финляндию, все там брошу – винтовку, гранаты – и перейду к финнам», – вторил ему красноармеец из 283-го стрелкового полка 87-й стрелковой дивизии.
Несмотря на отчаянное сопротивление Финляндии и проблемы Красной армии, победу в советско-финской войне получил СССР. В марте 1940 года в Москве был подписан мирный договор, по которому СССР переходило 11% территории Финляндии с городом Выборгом. При этом участие в войне стоило СССР членства в Лиге наций, а результат кампании стал доказательством низкой боеспособности Красной армии.