Папа Франциск предупредил об опасности возрождения антисемитизма
Понтифик принял участие в церемонии памяти еврейской общины Литвы, почти полностью уничтоженной в годы Второй мировой войны
Папа римский Франциск в воскресенье предостерег против пересмотра истории и возрождения антисемитизма, послужившего историческим источником Холокоста. Понтифик заявил об этом на ежегодной церемонии в память о еврейской общине Литвы, которая была практически полностью истреблена в годы Второй мировой войны.
Франциск начал второй день своей поездки по странам Балтии во втором по величине городе Литвы, Каунасе, где из 37-тысячной еврейской общины лишь примерно 3 тысячи человек пережили нацистскую оккупацию 1941-1944 годов. К концу дня он вернулся в Вильнюс, чтобы отдать дань уважения литовцам, которые были депортированы в сибирские лагеря, подвергались пыткам, были убиты или угнетались у себя в стране на протяжении пяти десятилетий советской оккупации.
Франциск почтил память борцов за свободу у бывшей штаб-квартиры КГБ, где содержались и казнились борцы с советской властью. Сегодня это здание превращено в музей оккупации, который посетил папа.
«В этом месте памяти, Господи, мы молимся о том, чтобы Твой призыв не дал нам утратить бдительность, – сказал папа. – Чтобы Твой призыв избавил нас от духовной болезни, которая остается постоянным искушениям для нас, как для людей, когда мы предаем забвению опыт и страдания людей, бывших прежде нас».
Франциск напомнил, что в воскресенье также отмечалась 75-я годовщина ликвидации Вильнюсского гетто, которое на протяжении столетий было известно, как «Северный Иерусалим» из-за его значения для еврейской духовной культуры. Каждый год, 23 сентября, об этом событии вспоминают, зачитывая имена евреев, которые были убиты нацистами или депортированы в концентрационные лагеря.
Франциск молча помолился в бывшем гетто и предостерег от искушения, «которое может поселиться в каждом человеческом сердце» – желания вновь превосходить или господствовать над другими.
Он молился о даре различения, чтобы «в любое время обнаруживать новые семена этого пагубного отношения, любая частица которого способна осквернить сердца поколений, которые не переживали подобное и могут иногда быть увлечены подобными песнями сирен».
Ультраправые, ксенофобские и неофашистские политические движения набирают силу в разных странах Европы, включая Литву.
Франциск совершает поездку по Литве, Латвии и Эстонии в связи со 100-летием их независимости и для того, чтобы поддержать веру в странах Балтии, переживших полвека гонений на религию и государственного атеизма, навязываемого советскими властями. Около 80 процентов населения Литвы являются католиками. Лютеране и Русская православная церковь насчитывают больше последователей в Латвии и Эстонии, которые папа посетит в понедельник и во вторник.
Литва, Латвия и Эстония провозгласили независимость в 1918 году, но были аннексированы Советским Союзом в 1940 году в результате секретного соглашения с нацистской Германией. Ватикан и многие западные страны отказывались признать аннексию. Кроме периода нацистской оккупации 1941-1944 годов страны Балтии оставались в составе СССР до его распада в начале 1990-х.
График поездки Франциска был изменен три недели назад, чтобы он смог почтить память 90 процентов приблизительно 250-тысячного еврейского населения Литвы, погибших от рук нацистских оккупантов и литовских коллаборационистов.
Проблема соучастия некоторых представителей литовского населения в нацистских военных преступлениях является очень чувствительной темой в стране. Еврейские активисты обвиняют некоторых литовцев в историческом ревизионизме, который, по их мнению, выражается в попытках уравнять истребление евреев с депортациями и казнями других жителей Литвы в годы советской оккупации.
Многие литовцы не проводят различия между советской властью, пытавшей и убившей тысячи литовцев, и нацистами, которые делали то же самое с евреями.
До недавнего времени вильнюсский музей, расположенный в бывшем здании КГБ, назывался Музеем жертв геноцида, но был переименован в Музей оккупаций и борьбы за свободу, поскольку он посвящен, главным образом, преступлениям советского режима, а не нацистской Германии.