Почему цены на продукты в супермаркетах резко выросли? Известная торговая сеть назвала причину
«Выросли логистические расходы, путь для продуктов стал длиннее, топливо дороже – поэтому все это накладывается на стоимость продуктов»
Основной причиной роста цен на продукты в украинских супермаркетах является удорожание логистики в результате войны. Об этом рассказал операционный директор сети супермаркетов Novus Алексей Панасенко в интервью «Главкому».
По словам Панасенко, логистические расходы выросли по нескольким причинам – путь доставки продуктов стал длиннее, а горючее – дороже.
«Мы завозим всю продукцию автомобилями через западную границу – сегодня это единственно возможный путь поставки в Украину. Последствия всего этого, безусловно, – рост цен, потому что логистика подорожала в разы, сразу по нескольким причинам, наложившимся друг на друга.
Выросли логистические затраты, путь для продуктов стал длиннее, топливо дороже – поэтому все это накладывается на стоимость продуктов», – пояснил он.
Представитель сети супермаркетов подчеркнул, что сейчас логистическая составляющая иногда достигает 30% стоимости самого продукта.
Панасенко также отметил, что выросли и сроки поставки, потому что еще в июне очереди на таможне для фур было 10-11 дней. В начале июля они уже сократились, но, по данным нашей логистики, средний срок ожидания таможни все равно составлял около четырех дней. Он предположил, что в ближайшее время срок ожидания на границах сильно не сократится, поскольку сгусток машин значительно вырос.
По словам операционного директора Novus, сейчас сеть супермаркетов пытается решить две основные проблемы: перестройка логистики и схемы работы с учетом времени товара в пути и с учетом того, что транспортировка товара будет занимать 7-10 дней.
«Для скоропортящихся товаров, особенно для фруктов, это большая проблема. Соответственно, покупаешь товар одного качества, а получаешь совсем другое. Никто из производителей и поставщиков сегодня не готов гарантировать качество при неопределенности времени движения этого товара», – отметил он.
Панасенко добавил, что супермаркеты стали больше списывать и выбрасывать товары, если они не успевают раскупаться до истечения срока годности.
«По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наши потери в этой категории выросли практически вдвое. Они выросли не в июне-июле, они начали расти уже с апреля-мая месяца. Те требования, которые мы вынуждены были придерживаться при поставке, когда некоторые поставщики отказывались ехать даже в Киев, то есть товар в дороге перегружался несколько раз и не всегда при этих перегрузках удавалось выдерживать нужную температуру.
Срок поставки значительно возрос, поэтому мы получали очень много товара уже испорченным. И мы вынуждены были его списывать. В случае, когда было мало времени до истечения срока годности, приходилось снижать цену, продавать дешевле – за его фактическую себестоимость, потому что та цена, которая была бы честной и справедливой для товара первой свежести, уже не является хорошей ценой для того товара, который мы получали. Замечу, что мы не продаем товар ненадлежащего качества», – сказал операционный директор Novus.
Напомним, операционный директор Novus Алексей Панасенко также рассказал, как сменился украинский покупатель и его чек. По его словам, с начала полномасштабного вторжения украинский покупатель пережил две стадии: сначала был ажиотаж и все скупали подряд разные товары в магазинах, а потом наоборот покупатели спал, ведь украинцы боялись выходить из укрытий лишний раз.