В Китае появилась интересная альтернатива кондиционерам
При разработке изобретения ученые вдохновлялись крыльями бабочки
Ученые Шэньчжэнского университета разработали специальные светоотражающие пленки, способные охладить здания в жару. Об этом пишет Science Daily.
Новые пленки, не поглощающие свет, можно использовать на внешних поверхностях зданий, транспортных средств и оборудования, чтобы уменьшить количество энергии, необходимой для охлаждения.
Как отмечается, пленки имеют разный цвет и за счет этого могут отражать определенное количество света. Сейчас они создаются из тонких, соединенных вместе слоев серебра, но в будущем планируется создание альтернативы из алюминия. Это сделает изобретение менее дорогостоящим и позволит масштабное производство.
Идея изобретения базируется на том, что в жаркий летний день белая одежда кажется более прохладной, чем наряды других цветов, поскольку этот цвет отражает, а не поглощает солнечный свет. Другие же цвета, такие как синий или черный, испытывают тепловой эффект, поскольку поглощают свет. Чтобы избежать этого эффекта нагрева в цветных охлаждающих пленках, исследователи черпали вдохновение из наноструктур в крыльях бабочки.
К примеру, автомобиль, окрашенный синей краской, кажется синим, потому что он поглощает желтый свет и отражает синий. Большое количество поглощенного света нагревает автомобиль. В то же время бабочки рода Морфо имеют насыщенный голубой цвет благодаря наноструктуре своих крыльев. Конструкция охлаждающей нанопленки имитирует эти структуры, создавая яркие цвета, не поглощающие свет, как традиционная краска.
Чтобы протестировать новую технологию, исследователи создали синие, желтые и бесцветные пленки, помещенные на открытом воздухе в Шэньчжэньском университете на такие поверхности, как крыши, автомобили, ткань и мобильные телефоны, с 9 утра до 4 вечера как зимой, так и летом.
Используя термопарные датчики и инфракрасные камеры для измерения температуры, они обнаружили, что охлаждающие пленки в среднем на 15 °C холоднее поверхности, на которых их разместили зимой, и примерно на 35°C – летом.
При этом разница в показателях охлаждения зависела от времени нахождения объектов на улице, а также типа поверхности, с которой сравнивали пленку.
В частности, оказалось, что, например, синяя версия пленки была примерно на 26°C холоднее традиционной автомобильной краски того же оттенка на машине, которая стояла на улице весь день. Авторы подсчитали, что если покрыть автомобиль пленкой, в год удастся сэкономить на кондиционировании 1377 МДж/м2.