Реалии нового порядка. Атмосферные фото чешской Остравы, сделанные в 1970-80-х годах

«Я должен смотреть реалистично на новый порядок, как и на старый. Сентиментальность нас не спасёт»

Виктор Колар – один из самых значимых чешских фотографов-документалистов второй половины 20-го века. В своих работах главное внимание уделяет жизни общества, а на замечания о мрачноватости снимков, словно тронутых кафкианской поэтикой, отвечает, что такова правда. А он именно её и показывает.

Родина Виктора Колара – Острава, промышленный город угольных шахт и литейных заводов, расположенный близко от границы с Польшей и Словакией. Во времена существования социалистической Чехословакии носил неофициальное название «стальное сердце республики».

Острава – центральная тема работ Колара. Здесь он начал фотографировать с детства под руководством отца, который работал фотографом и режиссёром. В конце 50-х познакомился с фотографиями Анри Картье-Брессона, но в принцип «решающего момента» привнёс политизированный экзистенциализм. В 23 года прошла первая персональная выставка Виктора, на которой он представил фотографии беспризорных детей и индустриальные пейзажи. В 1968 году, после вторжения советских войск, эмигрировал в Канаду, но через пять лет воспользовался представившейся амнистией и вернулся домой.

Колар снимал и в Канаде, но фотографии Остравы 70-80-х считает своими самыми выразительными работами. Правда, в то время, разгуливать с Leica по шахтёрскому городу было рискованно. Кроме того, что фотокамеру могли запросто отобрать, Колару приходилось помнить о цензуре, поскольку органы госбезопасности обещали ему апартаменты в тюрьме, если он снимет конфликты или какие-то происшествия.

В своих работах Колар большое внимание уделяет жизни социума без прикрас. Ему интересно общество в целом, люди и вопросы социальной осознанности. Всё это отобразилось в его фотохронике родного города: «Я должен смотреть реалистично на новый порядок, как и на старый. Сентиментальность нас не спасёт».