Белорусские качели
Белорусско-украинские отношения все больше напоминают качели с растущей амплитудой колебания
Первая половина лета 2023 года прошла под знаком заметной активизации белорусско-украинских отношений. Не все шаги можно оценить положительно, однако тренд на оживление контактов можно отметить уже сейчас. Есть и еще один интересный момент: белорусско-украинские отношения фактически происходят в формате треугольника. Его вершины – официальные Киев и Минск (об особенностях отношений между ними мы поговорим ниже) и белорусские демократические силы (БДС), лидеры которых преимущественно находятся в эмиграции на территории Европейского Союза.
Еще в конце мая Киев посетил руководитель Народного антикризисного управления и заместитель председателя Объединенного переходного кабинета Павел Латушко. Он приехал не просто для установления контактов, но и передал Офису генерального прокурора Украины информацию о незаконно вывезенных в Беларусь с оккупированных территорий украинских детей. Выданный в середине марта Международным уголовным судом ордер на арест Владимира Путина вдохновил многих, ведь российский президент оказался существенно ограниченным в собственных передвижениях. Обвинение в киднепинге государственного масштаба является не только необычным, но и чувственным для человечества, поэтому его использование для «охоты» на Лукашенко выглядит логичным. Комментарии, прозвучавшие из Минска, показали, что самопровозглашенного лидера Беларуси действия его давнего подчиненного задели. Понятно, что Латушко, которого неплохо знают в Польше и Чехии, пытается заработать собственный политический капитал в Украине.
На авансцену белорусско-украинских отношений неожиданно выскочил Сергей Притула. Популярный шоумен в недалеком прошлом и активный волонтер с нескрываемыми политическими амбициями заявил, что «все союзники России должны заплатить». По странному стечению обстоятельств, Притула сосредоточился на обвинениях в адрес белорусских демократических сил, настойчиво поинтересовавшись, готова ли Светлана Тихановская признать необходимость репараций в пользу Украины. При этом не только президент-элект, но и другие лидеры БДС с разной степенью решимости согласились на репарации в будущем, что свидетельствует как об их заинтересованности в отношениях с Украиной, так и отсутствии готовности держать подобный удар и прогнозировать свои действия после прихода к власти.
Тихановская в первой половине лета появилась в программе Натальи Мосейчук «Право на власть», правда, их диалог вряд ли пошел в актив белорусскому политику. Украинская ведущая не только владела инициативой в их диалоге, но и раз за разом выталкивала свою визави на скользкое, где та чувствовала себя не совсем уверенно. Приглашение посетить Украину с плохо скрытым издевательством, претензии к команде Тихановской, призывы о пассивности белорусов – все это показало политическую слабость лидера Объединенного переходного кабинета. Компенсацией слабости должна была стать встреча Тихановской с Джозефом Байденом на полях саммита НАТО, которая должна была бы продемонстрировать ее мощное влияние на ситуацию в регионе. Однако здесь можно скорее отметить работу лоббистов Тихановской, поскольку реальных инструментов влияния Байден ей не подбросил.
Результативным стало посредничество украинских парламентариев из группы «За демократическую Беларусь», которые организовали в первой декаде июня в режиме видеоконференции диалог представителей Полка Кастуся Калиновского и Светланы Тихановской. Консолидация оппонентов Лукашенко сегодня крайне нужна Украине, ведь на территории Беларуси не утихает направленная и против Украины враждебная активность. Однако лишних иллюзий диалог Тихановской и «калиновцев» также вызывать не должен. Кстати, ОПК продемонстрировал «Сахащика на Донбассе» – тот заявил о формировании десантно-штурмовой роты в составе 79-й ОДШБ ВСУ. Сахащик отметил, что не является командиром этого подразделения, однако тесно взаимодействует с ним. Показательным стал тот факт, что реакция на мятеж Пригожина в России для оппонентов Лукашенко оказалась вялой, тогда как сам диктатор был демонстративно активным (это не значит эффективным).
Представитель ОПК по вопросам внешней политики Валер Ковалевский в середине июня провел в Киеве ряд встреч, одним из его собеседников стал Михаил Подоляк, которого многие считают ответственным за политику Киева в отношении Беларуси. Вероятно, его позиции укрепились, ведь Владимир Зеленский уволил Игоря Кизима с должности посла Украины в Беларуси 23 июня. Вопрос здесь не в претензиях к работе профессионального дипломата, а в политических жестах: украинского посла не будет в Минске на момент размещения в Беларуси российского тактического ядерного оружия. Не менее очевидно, что новый украинский посол будет вручать верительные грамоты новому президенту Беларуси. При этом дипломатические отношения между нашими странами сохраняются.
Белорусско-украинские отношения все больше напоминают качели с растущей амплитудой колебания. Оживление диалога вызывает выявление противоречий и обоюдных претензий (их пытались, в частности, инвентаризировать участники кампуса белорусских и украинских неправительственных организаций в начале июля в Люблине). Уменьшение субъектности Лукашенко должно подтолкнуть официальный Киев к выдаче ему «черной метки», а превращение Беларуси в очаг угроз для региона – на привлечение представителей БДС к консультациям с участниками «Люблинского треугольника».
P.S. Появление на территории тактического ядерного оружия и размещение «вагнеровцев» состоялись уже во второй половине июля, поэтому их влияние на ситуацию будет проанализировано несколько позже.