Блэкаут: виновны ракеты или люди?
Враг бьет по распределительным подстанциям, что вынуждает приостанавливать АЭС
В Сети пошли публикации, что последствия недавнего ракетного удара по Украине существенно больше, чем собственно нанесенные разрушения. Депутат Алексей Кучеренко, бывший министр ЖКХ, который в энергетике разбирается профессионально, объявил, что будет инициировать специальную секретную комиссию Кабмина, чтобы получить официальные выводы.
У меня, кстати, тоже впечатление, что блэкаут оказался масштабнее, чем планировал даже агрессор. Давай анализировать. Потому что знание, чего ждать, поможет нам выстоять.
Вначале о ситуации. По АЭС агрессор бить не может – это удар по самому себе. Тяжелая промышленность стоит. Энергии хватает, до последнего времени хватало даже на перетоки с европейскими странами – Молдовой, Словакией и т.д. Власть говорит, что эти перетоки чисто компенсационные, а критики власти утверждают, что несмотря на ракетные удары, продолжается экспорт электроэнергии из Украины. Что и приводит к ее дефициту.
Враг бьет по распределительным подстанциям, что вынуждает приостанавливать АЭС. Но в Украине крайне разветвленная сеть энерголиний, обходных маршрутов перераспределения энергии множество. Принципиально важно, что балансировать систему после массированных ударов приходится вручную, автоматика просто отрубает электростанции, чтобы избежать повреждений.
Количество выпущенных на нас ракет – 70, 50 сбито – не предполагает практически полного блэкаута, как было.
Есть всего три варианта, что у нас произошло 23 ноября:
1. Враг получил точные сведения о том, куда именно надо бить, чтобы нанести нам наибольший ущерб. И это не сведения от российских энергетиков, которые устарели. Это должна быть свежая инфа изнутри Украины, и тогда поисак источника – это задача СБУ и других силовиков.
2. При ручной балансировке энергосистемы были допущены ошибки, которые привели к более масштабным последствиям, чем ожидалось. Это вполне возможно. Все мы люди, и нам свойственно ошибаться. Тем более, что опыт работы в условиях войны у всех нас только появляется. Эксцессы неизбежны.
3. При ручной балансировки системы наши специалисты стремились, скажем так, учесть интересы влиятельных людей в сфере энергетики. Попытка этого учета и привела в конечном итоге, что пострадали все.
Пункт третий – не умозрительный. У нас, увы, действует правило «Война войной, а бизнес по расписанию». Вспомните так до конца и не расследованный скандал в Запорожской области о злоупотреблениях с гуманитаркой. Или свежий пример нечистоплотности: в освобожденном Херсоне появились те руководители, которые в феврале, при наступлении оккупантов, вместо того, чтобы организовывать оборону, бросили город. А сейчас возвращаются – вроде как ничего и не было. Скоро ордена начнут получать за героическое сопротивление захватчикам.
То есть, двойные стандарты присутствуют. И подозрительные факты, в том числе, и в энергетике, надо расследовать, чтобы не допустить повторения. И чтобы успокоить общество.
В любом случае, если мы имеем дело с ошибкой или злоупотреблением, то это наш скрытый резерв. Устранить их, и устойчивость нашей энергетики, да и всей оборонной системы повыситься.
Так победим! Но после победы предстоит очень много сложной работы.