Большие проблемы европейской разведки
Рубрика «Шпионские скандалы»
Давно слежу за темой Яна Марсалека, которая тянется еще с 202о-го. Он – бывший директор немецкой компании по отработке платежей Wirecard, гражданин Австрии, которого разыскивает Германия из-за дела о мошенничества на 1.9 млрд евро.
Ну так вот. На днях суд Лондона установил, что Марсалек был в сговоре с пятью гражданами Болгарии, которые были арестованы Великобритании по подозрению в шпионаже на Россию (сбор информации в период с 30 августа 2020 года по 8 февраля 2023 года).
Как пишет The Wall Street Journal, британские прокуроры утверждали в суде, что бежавший Марсалек, местонахождение которого на данный момент не известно (но, как предполагают европейские правоохранители, он, скорее всего, находится в РФ), работал с этими пятью лицами.
Великобритания не предъявила Марсалеку обвинения, по крайней мере, пока. Однако в рамках расследования против этих пяти о выявилось участие и Марсалека. В частности, «британские чиновники утверждают, что шпионская сеть и Марсалек работали с целью помочь России реализовывать злонамеренные цели, включая похищения лиц. Марсалек, как считается, получил от агентов специальное оборудование, чтобы затем передавать информацию о звонивших, сообщая в том числе их местонахождение (об этом впервые сообщал еще Центр Досье Михаила Ходорковского).
Более того, The Telegraph указывает на тот факт, что Марсалек, «несмотря на его розыск Германией через Interpol, после бегства в мае 2021 года создал консультационную фирму в Великобритании под собственным именем, утверждая, что он гражданин Чехии, и зарегистрировал фирму в реестре компаний».
Почему я давно слежу за этой темой? Потому что она выходит за пределы личной истории, и касается в целом сотрудничества стран ЕС в сфере разведки, а теперь и Великобритания, и конкретно – реформирования австрийской службы BVT.
Вообще BVT за последние годы была вовлечена в ряд политических скандалов. Сотрудников обвиняли в том, что они передавали конфиденциальную информацию политикам, после чего последовали обыски. Также службе вменяли то, что она инфильтрирована российскими спецслужбами. Но основной скандал был вокруг вовлеченности разведки в скандал с Wirecard.
В итоге, австрийская разведка была исключена из операций по обмену разведанными ЕС. Это исключение происходило постепенно, вплоть до исключения из Бернского клуба (неформальной ассоциации европейских спецслужб, в рамках которой европейские спецслужбы обмениваются информацией, например, об исламских боевиках и ультраправых движениях).
Сейчас продолжается процесс реорганизации разведки, которая еще с 1 декабря 2021 года BVT переименована в DSN – Директорат государственной защиты и разведки. Но компроментирующее наследие BVT по-прежнему активно обсуждается, а по некоторым темам – вообще идут расследования.И вот одна из таких тем – это история с Wirecard, обрастающая, как видим, все новыми деталями.
Это не первая история о вовлеченности Марсалека в шпионскую деятельность в пользу РФ. Главное управление уголовной полиции Австрии ранее арестовало следователя BVT (некоего Энисто О, его полное имя не называется) по обвинению в причастности к передаче конфиденциальной информации российским спецслужбам. И в рамках этого расследования как раз и изучалась с Марсалеком, которому агент мог нелегально предоставлять информацию из баз данных BVT, возможно даже включающую формулу «Новичка».
Вот такая история. Однако западные спецслужбы, похоже, только после полномасштабного вторжения пришли к решению о необходимости: 1). пересмотра политики безопасности в части координации между спецслужбами стран ЕС и НАТО; 2).более детального и пристального изучения связей России с западными политиками/чиновниками/представителями спецслужб.
Кстати, бежать Марсалеку из Вены (на частном самолете) после банкротства компании помог депутат от ультраправой партии Свобода (Марсалек сказал, коллегам, что едет Филиппины, чтобы доказать свою невиновность, а на самом деле, как считается, улетел в Москву через Минск; по данным Центра Досье, он получил российское гражданство и имеет как минимум два отдельных российских паспорта; также известно, что у него были еще шесть других паспортов, включая дипломатический паспорт Гренады).
Что касается Великобритании, то там принят закон, который впервые криминализирует деятельность тайных агентов иностранных государств.